Дело в том, что фруктовые деревья встречаются редко и конкуренция за них высока
Хулоки Скайуокера — редкие гиббоны из лесов Китая — планируют завтрак. Когда эти приматы собираются начать утро с фруктов, они встают пораньше, потому что плодовые деревья встречаются редко и до них нужно проделать долгий путь. Несмотря на то, что путешествовать в рассветных сумерках может быть опасно, возможность добраться до высококалорийной пищи раньше конкурентов компенсирует эти риски. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.
Планировать будущее могут не только люди, но и некоторые животные. Например, калифорнийские кустарниковые сойки (Aphelocoma californica) в неволе запасают только те виды корма, которые, как они ожидают, не будут доступны на следующее утро. А дикие самки обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) строят планы на завтрак. По утрам они раньше покидают гнезда, если хотят добраться до отдаленных, самых любимых или недолго плодоносящих фруктовых деревьев.
Команда зоологов, которую возглавил Пэнфэй Фань (Pengfei Fan) из Университета Сунь-Ятсена, решила оценить, насколько хорошо способности к планированию будущего развиты у гиббонов (Hylobatidae). В центре внимания исследователей оказались хулоки Скайуокера (Hoolock tianxing) — представители недавно описанного вида гиббонов, который распространен в горах Гаолигоньшань на юго-западе Китая. Численность этих приматов составляет всего около 150 особей.
Хулоки Скайуокера живут в относительно прохладном климате, поэтому по сравнению с тропическими гиббонами используют в четыре-десять раз более обширные территории, площадь которых составляет 100-300 гектаров. Кроме того, они едят меньше фруктов, чем их более южные родственники. По оценкам специалистов, плоды составляют всего около половины рациона этого вида, а остальное приходится на листья.
Поскольку в местах обитания хулоков Скайуокера фруктовые деревья встречаются довольно редко, широко разбросаны в пространстве и плодоносят не круглый год, Пэнфэй Фань и его коллеги предположили, что когда эти приматы по утрам отправляются поесть фруктов, они встают раньше и движутся быстрее, чем когда у них на завтрак листья. Это позволило бы им обойти таких конкурентов, как другие приматы, грызуны и многие птицы. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи проанализировали данные, собранные в течение шести лет наблюдений за двумя семейными группами хулоков (BB и NA), в каждой из которых было по две взрослых особи.
Пэнфэй Фань и его коллеги выяснили, что члены группы BB по утрам поедали плоды 37 видов растений и листья 29 видов растений, а члены группы NA — плоды 17 видов растений и листья 19 видов растений. Только пять видов из используемых гиббонами фруктовых деревьев обладали плотностью более 50 экземпляров на квадратный километр. Плотность еще пятнадцати видов составляет десять-пятнадцать деревьев на квадратный километр, а еще двадцати двух — менее десяти деревьев на квадратный километр. Это подтверждает, что деревья, на которых хулоки могут позавтракать плодами, редки на территориях обеих групп.
Члены группы BB покидали деревья, на которых ночевали, в среднем через 9,9 минуты после восхода солнца, а члены группы NA — через 9 минут. А через 68,1 минуты и 61,8 минуты после рассвета соответственно они уже кормились на деревьях с плодами или съедобными листьями. Фруктовые деревья располагались на 28 или 36 километров дальше от деревьев для отдыха, чем деревья со съедобными листьями. Тем не менее, хулоки прибывали к первым на 51,6 минуты (группа BB) или 74,7 минуты (группа NA) раньше, чем ко вторым. Как и ожидали авторы, для этого приматам, которые собирались позавтракать плодами, приходилось встать на 35,7 минуты (группа BB) и 55,1 минуты (группа NA) раньше, чем когда они завтракали листьями.
Пэнфэй Фань с соавторами предполагают, что хулоки Скайуокера помнят расположение фруктовых деревьев на их территории — и знают, что они, как правило расположены дальше от мест их ночевки. Поэтому если эти приматы собираются позавтракать плодами, они принимают решение встать раньше, что подтверждает их способности к планированию. Такое поведение хулоков, в частности, помогает им добраться до фруктовых деревьев раньше конкурентов, относящихся к другим видам. Несмотря на то, что путешествовать в рассветных сумерках опасно (легче упасть или столкнуться с хищниками), возможность подкрепиться высококалорийной едой перевешивает этот риск.
Ранее мы рассказывали, как специалисты помогли другому редкому виду гиббонов из Китая — хайнаньским гиббонам (Nomascus hainanus). Для этого они построили веревочные мосты, которые позволили этим приматам справиться с последствиями стихийного бедствия, разрушившего участок их родного леса. Вместо того чтобы с риском для здоровья и жизни прыгать через образовавшуюся прогалину, гиббоны начали использовать тросы, которые специально для них установили специалисты по охране природы.
Молодая слониха из Берлинского зоопарка научилась мешать купанию слонихи постарше
Зоологи понаблюдали за купанием трех азиатских слоних в Берлинском зоопарке. Одна из них, Мэри, демонстрировала сложное поведение: брала шланг для воды хоботом и поливала себя из него. При этом она регулировала длину свободного конца шланга в зависимости от того, какую часть тела обрабатывала. А одна из двух более молодых самок, Анчали, научилась мешать Мэри, пережимая шланг хоботом и перекрывая тем самым поток воды. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.