Бизоны зализали друг другу раны

Это первый пример такого поведения у копытных

Канадские зоологи обнаружили, что бизоны зализывают друг другу раны. На глазах у исследователей к двум взрослым самкам, которых незадолго до этого поймали и пометили спутниковыми передатчиками, подошли сородичи и начали вылизывать им отверстия, оставшиеся от дротика с обездвиживающим препаратом. Как отмечается в статье для журнала Ethology, это первый пример взаимной обработки ран у копытных. Ранее такое поведение отмечалось только у приматов и грызунов.

Многие животные зализывают раны, чтобы очистить их, продезинфицировать и ускорить заживление. Порой так поступают даже люди. А некоторые дикие обезьяны и живущие в неволе грызуны зализывают раны сородичам — причем это не только стимулирует регенерацию, но и помогает укрепить социальные связи. Например, зоологи наблюдали, как коаты Жоффруа (Ateles geoffroyi), цейлонские макаки (Macaca sinica) и шимпанзе (Pan troglodytes) обрабатывают повреждения, полученные другими членам их группы во время драк. Однако у других социальных видов за исключением приматов и грызунов такое поведение ранее не отмечали.

Команда зоологов под руководством Томаса Юнга (Thomas S. Jung) из Университета Альберты впервые описала взаимное зализывание ран у копытных млекопитающих. Открытие было сделано в ходе наблюдений за небольшой реинтродуцированной популяцией бизонов (Bison bison) на северо-западе Канады. Она состоит из примерно 120 особей, которые объединены в две-пять групп. Осенью 2022 года ученые в течение двух дней метили самок бизонов из этой популяции GPS-передатчиками. Для этого они стреляли им в заднюю часть бедра из винтовки дротиком с обездвиживающим препаратом, после чего брали образцы крови, шерсти и фекалий, а затем вешали ошейник с отслеживающим устройством. Затем бизонов отпускали.

На третий день Юнг и его коллеги решили проверить, как бизоны восстановились после наркоза. Около двух часов после полудня они встретили самку, которую пометили в один из двух предыдущих дней. Около нее стояла самка без передатчика и вылизывала ей ранку, оставшуюся от укола дротиком. Через минуту особь без метки ушла кормиться, а ее место занял бизон-самец. Он зализывал ранку помеченной самки в течение двух минут. Во время обработки раны сородичами самка с передатчиком стояла неподвижно и не кормилась.

В течение минуты после первого наблюдения исследователи заметили еще одного бизона-самца, который облизывал ранку на бедре другой помеченной самки. Обработка продолжалась около двух минут, после чего самец ушел кормиться. Как и в первом случае, все это время самка оставалась неподвижной.

Самки бизонов и родственных им зубров (B. bonasus) часто вылизывают детенышей. Однако о взаимной обработке травм у этих животных или каких-либо других видов копытных до сих пор не сообщалось. Исследователи отмечают, что раненый бизон может сам вылизать себе поврежденное место и обойтись без помощи сородичей. Например, одна из помеченных ими самок самостоятельно обработала языком отверстие от дротика на бедре. Таким образом, взаимное вылизывание у бизонов скорее служит не для заживления ран, а для выстраивания и поддержки социальных связей.

Хотя дротики оставляли на теле бизонов лишь незначительные повреждения, процесс поимки и мечения был для этих копытных травмирующим. Поэтому когда рану на теле помеченной особи вылизывали сородичи, это, вероятно, помогало ей справиться со стрессом. Следует отметить, что исследователи метили взрослых самок, которые занимали высокое социальное положение. Возможно, помогая таким особям, их сородичи надеялись подняться за счет этого в иерархии.

Коровы (Bos taurus taurus) укрепляют связи между членами стада, вылизывая друг друга. Исследователи из Чили и США нашли несколько интересных закономерностей в этом процессе: часто вылизывают друг друга ровесники; особи постарше вылизывают максимальное количество разных индивидов; каждая корова чаще лижет тех, кто уже лизал ее, как бы оказывая услугу за услугу. Все это свидетельствует о том, что между коровами в стаде существуют сложные взаимоотношения, зная которые, можно повысить качество жизни зверей.

Ветеринары показали томограмму яйца калифорнийского кондора