«Джеймс Уэбб» нашел рекордно далекое протоскопление галактик в очень ранней Вселенной

Оно существовало спустя 650 миллионов лет после Большого Взрыва

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил наличие рекордно далекого протоскопления галактик, которое существовало спустя всего 650 миллионов лет после Большого взрыва. Оно содержит семь галактик. Статья опубликована в журналеThe Astrophysical Journal Letters.

Теория иерархического формирования галактик представляет собой одно из основных положений стандартной космологической модели и говорит о том, что рост крупных галактик происходит за счет слияния более мелких. Остается открытым вопрос как и когда формировались первые галактики и скопления галактик, в последнем случае это могут быть области с большой плотностью вещества при больших значениях красного смещения, например скопления источников излучения вокруг яркой галактики или квазара.

Группа астрономов во главе с Такахиро Моришита (Takahiro Morishita) из Калифорнийского технологического института сообщила о подтверждении обнаружения протоскопления галактик в очень ранней Вселенной, получившем обозначение A2744-z7p9OD. Избыток фотометрических источников излучения при z∼8, находящихся за массивным скоплением галактик Abell 2744, первоначально был выявлен космическим телескопом «Хаббл» в 2017 году, затем некоторые из найденных объектов исследовались наземными телескопами. Данные, анализировавшиеся в этой работе, были получены приборами NIRCam и NIRSpec телескопа «Джеймс Уэбб» в октябре-ноябре 2022 года.

Протоскопление содержит семь подтвержденных спектроскопически галактик, расположенных в области с проекционным радиусом 60 килопарсек за скоплением галактик. Красное смещение протоскопления составляет 7,88, что означает, что оно существовало в эпоху Реионизации, спустя 650 миллионов лет после Большого Взрыва. A2744-z7p9OD можно охарактеризовать как область с одной из самых экстремальных избыточных плотностей вещества в ранней Вселенной, с нижним пределом массы гало более 4×10 11 масс Солнца, возможно протоскопление содержит и другие галактики, которые предстоит подтвердить.

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» отыскал кандидата в древнее ядро протоскопления галактик, которым оказался квазар.

Физики не увидели темных фотонов от темной материи