«Джеймс Уэбб» отыскал кандидата в ядро протоскопления галактик

Это сильно красный квазар с тремя галактиками

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» помог отыскать хорошего кандидата в ядро протоскопления галактик — им стал сильно красный квазар J1652, окруженный тремя взаимодействующими галактиками-компаньонами. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Модель обратной связи активных галактических ядер является стандартным инструментом для описания связи между сверхмассивной черной дырой в центре галактики и ее эволюцией. Предполагается, что сначала черная дыра растет за счет аккреции вещества в центре галактики, окруженная запыленной и малопрозрачной средой, что вскоре приводит к возникновению яркого квазара (активного ядра галактики), оттоку газа и пыли из центральной зоны и, как следствие, падению темпа звездообразования. При этом считается, что этот процесс тесно связан со слияниями и взаимодействиями галактик, которые обеспечивают поставку газа к черной дыре. Для проверки подобных теорий хорошо подходят красные, запыленные квазары на значениях красного смещения z∼2−3.

Группа астрономов во главе с Доминикой Вылезалек (Dominika Wylezalek) из Гейдельбергского университета в Германии сообщила о результатах анализа данных спектроскопических наблюдений за квазаром SDSS J165202.64+172852.3 (сокращенно J1652), проведенных при помощи инструмента NIRSpec космического телескопа «Джеймс Уэбб» в рамках программы Q-3D в июле этого года.

J1652 представляет собой очень яркий и экстремально красный квазар, значение красного смещения для которого составляет z = 2,94, что означает, что излучение от квазара шло до Земли 11,5 миллиардов лет. Его болометрическая светимость оценивается в 5×1047 эрг в секунду, данные предыдущих мультиволновых наблюдений за ним позволили заподозрить событие слияния нескольких галактик, связанное с квазаром, однако данных для более точных выводов не хватало.

Ученые обнаружили оттоки газа от квазара, а также определили, что квазар обладает тремя галактиками-компаньонами с звездными массами более 109,8 масс Солнца. Все они находятся в очень плотной среде, взаимодействуют друг с другом и расположены в пределах физического расстояния в 100 килопарсеков от квазара.

Сам квазар интерпретируется учеными как прародитель галактики типа cD, а вся система может представлять собой ядро ​​формирующегося скопления галактик. Наблюдения за системой продолжатся, возможно они помогут ответить на вопрос о том, может ли среда протоскопления способствовать появлению радиогалактик с джетами при больших значениях красного смещения.

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» рассмотрел кандидата в рекордно далекую звезду.

Геологическую активность молодого Марса объяснили вертикальной тектоникой