Жизнь в смешанных стайках сделала китайских птиц похожими друг на друга

Это облегчает межвидовую коммуникацию и осложняет охоту хищникам

Птицы, которые кочуют смешанными стайками, постепенно становятся похожими друг на друга, считают орнитологи, изучающие многовидовые группы пернатых в Китае. Исследователи обнаружили целый ряд примеров, когда у неродственных видов птиц, часто собирающихся вместе ради поисков корма, присутствуют одинаковые детали окраски. Как отмечается в статье для журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B, вероятно, внешнее сходство облегчает межвидовую коммуникацию и не дает хищникам выбрать в стае визуально отличающуюся цель.

Если зимой вы часто гуляете в парке или в лесу, то наверняка хотя бы раз замечали компанию птиц, в которой были синицы разных видов, дятлы, поползни, пищухи и корольки. С приходом холодов эти птицы собираются в смешанные стайки и на протяжении нескольких месяцев кочуют в поисках корма. Похожие многовидовые группы можно встретить по всему миру, например, в лесах Юго-Восточной Азии и Южной Америки, где они сохраняются на протяжении всего года. Согласно наиболее распространенному объяснению, птицы объединяются в смешанные стайки, потому что так проще найти пищу. Кроме того, находиться в многовидовой группе безопаснее, ведь хищнику трудно подобраться к ней незаметно.

Специалисты давно подозревают, что отдельные виды птиц, которые регулярно объединяются друг с другом в смешанные стайки, в процессе эволюции становятся внешне похожими друг на друга. Это облегчает межвидовую коммуникацию и не дает хищнику выбрать в группе визуально отличающуюся цель. Однако подобная мимикрия, как правило, лишь частичная и трудноуловимая для человеческого глаза. Неудивительно, что она слабо изучена.

Команда орнитологов под руководством Ребекки Кимбалл (Rebecca T. Kimball) из Флоридского университета решила больше узнать о социальной мимикрии в межвидовых группах птиц. Для этого исследователи проанализировали свои наблюдения за смешанными стайками китайских провинциях Юньнань и Сычуань, проведенные в 2012-2022 годах.

Как отмечают авторы, склонность образовывать межвидовые группы широко распространена среди китайских птиц. По некоторым оценкам, 54 процента местных воробьинообразных по крайней мере время от времени присоединяются к таким компаниям. При этом порой неродственные виды, которые держатся в одних и тех же стаях, так сильно напоминают друг друга, что это сбивает с толку даже специалистов. Например, до недавнего времени считалось, что в провинции Юньнань обитает 14 видов альципп (Alcippe), которые регулярно образуют смешанные стаи друг с другом и другими пернатыми. Однако генетический анализ показал, что в действительности эти птицы относятся к четырем разным родам (Schoeniparus, Alcippe, Fulvetta и Lioparus) из трех семейств (Pellorneidae, Alcippeidae и Paradoxornithidae), а сходство между ними объясняется конвергентной эволюцией. Похожие примеры также известны среди кустарниц и сутор.

Кимбалл и ее коллеги обнаружили, что разные подвиды одного и того же вида могут приобретать совершенно разный облик в зависимости от того, с кем они объединяются в смешанные стайки. В качестве примера можно привести синиц московок (Periparus ater). У подвида, обитающего на востоке Китая (P. a. ater), нет хохолка на голове, вероятно, потому что его представители держатся вместе с пухляками (Poecile montanus) и черноголовыми гаичками (Poecile palustris), у которых хохолков тоже нет. А вот в Гималаях и Сино-Тибетских горах московки подвида P. a. melanolophus кочуют с обладающими хохолками серохохлыми (Lophophanes dichrous) и рыжебрюхими синицами (Periparus rubidiventris). Легко догадаться, что местные московки тоже обзавелись хохолками.

В других случаях сразу множество видов птиц приобретают один и тот же визуальный признак. Например, воробьинообразные с желтым брюшком часто объединяются в смешанные стаи друг с другом. В регионе исследования насчитывается 40 таких видов из 23 родов и 16 семейств. При этом ближайшие родственники желтобрюхих видов нередко обладают брюшком другого цвета. А несколько видов пеночек (Phylloscopus castaniceps, Phylloscopus forresti и Phylloscopus pulcher) и рыжещекие комарницы (Abroscopus albogularis), которые регулярно собираются в смешанные группы, обзавелись другим общим признаком — ярким надхвостьем, которое становится заметным в полете.

Порой несколько видов птиц, которые объединяются друг с другом в смешанные стаи, достигают поразительного сходства в окраске. В качестве примера Кимбалл с соавторами приводят гималайскую кутию (Cutia nipalensis) и рыжего пестрохвоста (Leioptila annectens). У обоих видов черные головы, каштановые спины, темные крылья и светлые грудь и брюшко. Кроме того, они похожим образом ведут себя при кормлении: медленно собирают насекомых, перемещаясь вдоль стволов и ветвей. Порой к кутиям и пестрохвостам присоединяется еще один похожий вид — краснобрюхая птерутия (Pteruthius rufiventer).

По мнению исследователей, необходимость подстраиваться под других членов смешанных стай может стимулировать видообразование у птиц. Если разные подвиды подражают разным моделям, как это происходит у московок, то в конце концов они разойдутся настолько, что станут полноценными видами.

Авторы предложили четыре условия, при выполнении которых можно утверждать, что сходство между несколькими видами возникло в результате социальной мимикрии. Во-первых, птицы, которые объединяются в смешанные стаи, должны обладать определенным внешним признаком, который встречаются у них чаще, чем в целом среди местных пернатых. Это может быть общий тон окраски, цвет брюшка или хохолок. Во-вторых, такой признак должен независимо возникнуть у разных видов, представители которых объединяются в смешанные стайки. В-третьих, у него должна быть генетическая, а не фенотипическая основа. И, наконец, в четвертых, необходимо отследить историю генов, отвечающих за данный признак, чтобы дополнительно убедиться, что он независимо возникал в нескольких эволюционных линиях.

Хотя Кимбалл и ее коллеги наблюдали в Китае много предполагаемых примеров социальной мимикрии среди членов смешанных птичьих стай, ни один из них пока не прошел проверку по всем четырем пунктам. Однако по крайней мере некоторые из них точно соответствуют первым двум и, возможно, третьему пунктам. Авторы надеются, что в ходе дальнейших исследований им удастся с уверенностью назвать виды птиц, которые стали похожими друг на друга из-за склонность образовывать смешанные стайки.

Среди членистоногих встречаются еще более впечатляющие примеры взаимной мимикрии. Например, несколько лет назад зоологи описали комплекс из 140 видов австралийских муравьев, ос, клопов, жуков, цикадок и пауков, которые подражают друг другу. Все они используют одну и ту же предупреждающую окраску: яркое золотое брюшко на черном фоне остального тела. При этом некоторые из видов объективно несъедобны, поскольку имеют дополнительные защитные механизмы (шипы или ядовитые вещества), а другие вполне съедобны и не защищены ничем, кроме предупреждающей окраски.

Австралийцы сфотографировали в природе двух исчезающих толстохвостых крыс