В центре Парижа нашли 50 могил и жертвенную яму галло-римской эпохи

Это часть крупнейшего некрополя древнего города Лютеция

Французские археологи провели охранно-спасательные раскопки в центре Парижа и обнаружили крупнейший некрополь древнего города Лютеция, в котором хоронили людей в первых веках нашей эры. Они раскопали 50 погребений, почти половина из которых, помимо останков людей, содержала разного рода вещи, включая монеты для Харона. Помимо могил, археологи открыли жертвенную яму, в которой находились останки свиньи и еще одного животного, а также два керамических сосуда. Об этом сообщается в пресс-релизе Национального института охранных археологических исследований Франции (Inrap).

В древности на землях, расположенных в районе среднего течения реки Сена, проживало небольшое кельтское племя паризиев (парисиев), упоминания которого, в частности, содержатся в сочинении Гая Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Главное поселение этого племени, представляющее собой оппид (город-крепость), находилось на территории современного Парижа. На латинском языке оно называлось Лютеция (Lutetia), реже — Лютеция Паризиорум (Lutetia Parisiorum), и упоминалось разными античными авторами.

В середине I века нашей эры римляне завоевали Галлию, после чего перестроили Лютецию на привычный себе манер. От галло-римской эпохи до наших дней сохранились различные общественные сооружения, многие из которых были построены во II веке нашей эры. Так, археологи обнаружили форум, в центре которого располагался храм. В городе находились амфитеатр и театр, не менее трех крупных терм, включая термы Клюни — их руины можно наблюдать в сердце Латинского квартала современного Парижа. В период расцвета Лютеции население города достигало пяти—восьми тысяч человек.

Исследователи из Национального института охранных археологических исследований Франции (Inrap) провели разведочные раскопки в центре Парижа — недалеко от железнодорожной станции Пор-Рояль. Эти работы, предварявшие строительство нового выхода из станции, позволили обнаружить ранее неизвестную часть древнего некрополя, получившего название Сен-Жак. По какой-то причине эти могилы не были открыты ни во время строительства самой станции в 1970-х годах, ни в ходе многочисленных дорожных работ, проходивших в этом районе.

Как выяснили исследователи, находка представляет собой часть крупнейшего некрополя древней Лютеции. Другие участки этого могильника уже раскапывались в 1800-е годы, однако тогда людей интересовали только ценные артефакты. Предполагается, что в общей сложности он занимал площадь около четырех гектаров, а захоронения в нем совершались в I–IV веках нашей эры (в основном в I–III веках).

Новые раскопки позволили выявить 50 погребений, совершенных по обряду ингумации, хотя в это время практиковалась и кремация. Изначально умерших помещали в могилы в деревянных гробах, от которых до наших дней сохранились лишь тлен от досок и гвозди. Антропологическое исследование останков указало на то, что здесь хоронили как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Основная часть открытых погребений, похоже, датируется II веком нашей эры.

Почти в половине могильных ям археологи обнаружили разного рода вещи, например, украшения, керамическую и стеклянную посуду. Некоторым покойным в гроб или рот вкладывали монету — так называемый обол Харона, который представляет собой плату или взятку перевозчику душ через реку, разделяющую миры живых и мертвых.

Кроме того, мелкие гвоздики позволили выяснить, что часть умерших похоронили в обуви, в то время как некоторым другим покойным обувь положили рядом с телом в качестве подношения. Помимо могил, археологи также нашли жертвенную яму, в которой находились целые скелеты свиньи и еще одного небольшого животного, а также два целых керамических сосуда. Вероятно, их принесли в жертву богам.

Недавно на N + 1 рассказывали об охранно-спасательных раскопках, проходивших в городе Ренн. Археологи нашли галло-римский карьер для добычи сланца, который местные жители еще в эпоху Античности превратили в свалку. Среди мусора исследователи обнаружили статуэтку обнаженной богини Венеры.

Во Франции раскопали поселение железного века с большим некрополем и кладом