Опухоль на ее шее, похоже, была проявлением зоба
Ученые исследовали фаюмский портрет молодой женщины, относящийся ко II веку нашей эры и хранящийся в Метрополитен-музее. Они заметили опухоль на ее шее и выдвинули гипотезу, что это, вероятно, реалистичное изображение внешнего проявления зоба — опухолевидного увеличения щитовидной железы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Endocrinological Investigation.
Примерно в ста километрах к юго-западу от Каира находится Фаюмский оазис, располагающийся в естественной впадине площадью около двух тысяч квадратных километров. Люди населяли оазис с доисторических времен, но его экономическое и культурное развитие началось в начале II тысячелетия до нашей эры, когда при царях XII династии здесь построили новую столицу — город Ити-Тауи. Благодаря сооруженным каналам и дамбам в Фаюмском оазисе орошали большую территорию, что позволило ему превратиться в богатейший район Египта.
Фаюм процветал и в более поздние времена, когда страной управляла сначала династия Птолемеев, а затем — римляне. Несмотря на множество находок, сделанных в этом районе, оазис известен в первую очередь благодаря так называемым фаюмским портретам. Обычно они представляют собой реалистичные изображения, выполненные в греко-римском стиле, которыми накрывали лица мумий.
Традиция их изготовления восходит ко времени, когда в Фаюме начали селиться многочисленные иноземцы, которые переняли древнеегипетский опыт бальзамирования усопших. Но при этом на лица мумий они клали не объемные маски, а портреты. Эти артефакты датируются первыми веками нашей эры и иногда встречаются и за пределами Фаюмского оазиса. В настоящее время ученым известно около тысячи фаюмских портретов.
Раффаэлла Бьянуччи (Raffaella Bianucci) из Университета Палермо совместно с коллегами из Австралии, Великобритании и Германии исследовала фаюмский портрет молодой женщины, изображенной в позолоченном венке. Этот артефакт, размер которого составляет 36,5×17,8 сантиметра, был приобретен в Египте в начале XX века и датирован 120–140 годами нашей эры. В настоящее время он хранится в Метрополитен-музее.
Ученые отметили, что на шее женщины отчетливо видна опухоль, которая непохожа на кольца Венеры — поперечные складки или заломы на шее, которые возникают в результате ряда физиологических особенностей. При этом они отметили, что большинство фаюмских портретов реалистично изображают людей. По мнению исследователей, вероятно, у женщины был зоб — стойкое опухолевидное увеличение щитовидной железы.
По данным ученых, ранее случаи зоба у древних египтян еще не фиксировались, хотя высока вероятность, что заболевание было распространено. Это объясняется тем, что, несмотря на начавшуюся в Египте в 1995 году массовую профилактику, которая заключается в добавлении к поваренной соли йодата калия (йодирование), зоб все еще является эндемичным заболеванием в Фаюме.
Ранее на N + 1 рассказывали о новых раскопках, проходивших в Фаюмском оазисе. Так, российские археологи обнаружили останки ребенка, которого в I веке до нашей эры — I веке нашей эры похоронили поверх тел 142 собак. А египетские исследователи раскопали большое погребальное сооружение и ряд захоронений греко-римской эпохи, в которых, среди прочего, находились папирусы и фрагменты мумий с фаюмскими портретами.
Диагноз удалось поставить благодаря компьютерной томографии мумии
Палеопатологи исследовали 21 детскую древнеегипетскую мумию, хранящуюся в европейских музеях. Утолщения костей черепа свидетельствуют о том, что треть детей пострадала от анемии. В одном случае ученые диагностировали у малыша, умершего в возрасте 1–1,5 года, бета-талассемию, а также обнаружили у него редкую аномалию – макроглоссию. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.