Археологи раскопали в Египте погребения с фаюмскими портретами

Они оказались в числе находок, сделанных в греко-римском поселении Филадельфия

Египетские археологи раскопали в Фаюме большое погребальное сооружение и ряд захоронений греко-римской эпохи. Они обнаружили заупокойный инвентарь и папирусы с греческими и демотическими текстами, а также фрагменты мумий с фаюмскими портретами, датируемыми второй половиной II века нашей эры. О находках сообщает Министерства туризма и древностей Египта и рассказывает статья в журнале Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale.

Фаюмский оазис находится примерно в 100 километрах к юго-западу от Каира, в естественной впадине площадью около 2000 квадратных километров. Оазис был заселен с доисторических времен, а его экономическое и культурное развитие началось в начале II тысячелетия до нашей эры, когда при фараонах XII династии в районе Фаюма построили новую столицу страны ― город Ити-Тауи. Благодаря сооруженным в это время каналам и дамбам воду Меридова озера, соединенного с Нилом, стали использовать для орошения большой территории, и оазис превратился в богатейший район Египта.

Следующий период расцвета Фаюма пришелся на эллинистическую и римскую эпохи. Из-за благоприятного климата и плодородия он заинтересовал уже первых правителей из династии Птолемеев как важный источник доходов, и для расширения сельскохозяйственных угодий они начали здесь крупные гидротехнические работы. Особенно большое внимание Фаюму уделял Птолемей II Филадельф (285–246 годы до нашей эры). Он переименовал и ном, и его столицу Крокодилополь (древнеегипетский Шедет) в честь своей сестры и супруги Арсинои II и основал в Фаюме ряд клерухий ― поселений для воинов, которым предоставлялись земельные участки.

В активно развивающемся районе начали обосновываться иноземные ремесленники и торговцы. Большую часть из них составляли греки, но селились в Фаюме также сирийцы, евреи и другие иммигранты. В 30 году до нашей эры Египет стал частью Римского государства. Фаюм вошел в состав провинции Аркадия, и в нем появилось римское население: ветераны, торговцы, чиновники. В результате этот район стал одним из центров культурного синтеза, который ярко проявился, например, в погребальной практике. Потомки иммигрантов восприняли древнеегипетскую традицию бальзамирования усопших, но лицо мумии вместо объемной маски накрывали портретом, написанным на доске или на загрунтованной клеем ткани. Эти изображения выполнены в греко-римском стиле и нередко весьма реалистичны; они получили название «фаюмских портретов» ― именно здесь их обнаруживали чаще всего, хотя встречались и находки в других районах Египта.

Большое количество фаюмских портретов нашли в конце XIX века в некрополе Филадельфии ― одного из первых поселений, основанных при Птолемее II. Руины ее лежат близ современной деревни Ком эль-Хараба эль-Кебир (или Ком Дарб Герза), в нескольких километрах от города Эль-Файюм. Археологи обнаружили на поселении остатки регулярной застройки, храма, общественных зданий и гончарной мастерской, а также целый архив папирусов, принадлежавших чиновнику по имени Зенон. Филадельфия существовала долго, до V века нашей эры, и, к сожалению, возраст портретов из ее некрополя трудно установить, поскольку их обнаружение не было четко документировано, а в научный оборот эти памятники попали из частной коллекции. Раскопки в некрополе не велись более 100 лет, и лишь с 2016 года здесь постоянно работают ученые. Они обнаружили шесть больших катакомбных гробниц из сырцового кирпича и множество одиночных могил.

Египетским исследователям из археологической миссии, которой руководит представитель Министерства туризма и древностей Басем Гехад (Basem Gehad), наконец посчастливилось сделать в некрополе Филадельфии долгожданную находку ― фаюмские портреты в контексте других артефактов. Портреты происходят из трех вырубленных в скальном массиве катакомбных гробниц, внутренние помещения которых облицованы кирпичом-сырцом. Помимо могил с большим количеством разнообразного инвентаря, ученые раскопали руины сооружений с каменными сводами и остатки большой постройки. Полы в ней были украшены полихромной плиткой, уложенной на цветной известковый раствор, а с южной стороны к зданию примыкала колоннада, от которой остались базы четырех колонн.

Только один из портретов сохранился относительно хорошо, так как во всех гробницах побывали грабители. На нем изображена молодая женщина, держащая в одной руке сосуд (вероятнее всего, с благовониями), а в другой ― цветочную гирлянду. Рядом нашли настоящую аналогичную гирлянду, а исследование фрагментов черепа под портретом подтвердило, что останки принадлежали женщине, умершей в возрасте от 17 до 22 лет. По прическе, изображенной на портрете, ученые датировали захоронение приблизительно второй половиной II века.

От трех других портретов сохранились лишь фрагменты, но по стилистическим особенностям они похожи на уцелевшее изображение и так же, как оно, нанесены темперой. Она стала распространяться с середины II века, сменив раннюю восковую живопись в технике энкаустики. В пользу предполагаемой датировки говорят находки в одной из гробниц: бронзовая монета, отчеканенная во время правления императора Адриана (117–138 годы), и обрывок папируса. Он оказался квитанцией на сельскохозяйственные семена, написанной в середине II века.

Ориентируясь на описания фаюмских портретов, найденных в некрополе Филадельфии в XIX веке, ученые пришли к выводу, что они происходят из таких же катакомбных усыпальниц, распространенных в этом районе. Поэтому датировка новых находок особенно важна: она поможет установить возраст аналогичных изображений из старой коллекции.

На других участках некрополя археологи обнаружили папирусы, написанные на греческом и демотическом (позднем египетском) языках, керамические сосуды и погребения, устроенные в традиционной египетской манере (в антропоморфных саркофагах с лицевой маской) либо в греческих деревянных гробах. В одном из таких гробов оказалась редкая терракотовая статуэтка Исиды-Афродиты ― синкретического божества, почитавшегося в греко-римское время.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках эллинистической и римской эпох, сделанных в Египте. Так, мы сообщали о том, как в порту Береника археологи раскопали кладбище домашних животных и нашли остатки храма Сокола с принесенными в жертву птицами.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
99 зубов рассказали о низкой мобильности древних анатолийцев

Несмотря на низкую мобильность и небольшую численность им удалось избежать инбридинга

Биоархеологи провели анализ изотопного состава 99 зубов, найденных на анатолийских памятниках Пынарбаши, Бонджуклу и Чатал-Хююк и охватывающих продолжительный период от эпипалеолита до керамического неолита. Оказалось, что подавляющее большинство исследованных людей выросли в том же районе, где нашли их останки. Учитывая результаты прошлых палеогенетических исследований, ученые пришли к выводу, что древним жителям этих поселений удавалось избежать инбридинга, несмотря на небольшую численность населения и низкую мобильность. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.