На берегу Красного моря раскопали храм Сокола с принесенными в жертву птицами

Археологи обнаружили во время раскопок античного порта Береника остатки ритуального сооружения, которое они интерпретировали как храм Сокола. Среди находок, сделанных в этом святилище, оказались каменная стела с рельефным изображением и греческой надписью, а также 15 принесенных в жертву соколов, 13 из которых были обезглавлены. По мнению исследователей, на позднем этапе существования этого храма его приспособило к собственной системе верований кочевое нубийское племя блеммии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в American Journal of Archaeology.

На юге красноморского побережья Египта находится порт Береника, основанный царем Птолемеем II Филадельфом (285—246/245 годы до нашей эры) примерно между 275 и 260 годами до нашей эры. Свое название этот город получил в честь матери царя — Береники I. Через Беренику в Египет эпохи эллинизма шли экзотические товары из южных районов Красного Моря, а также Эфиопии. На раннем этапе своего существования Береника представляла собой достаточно мощную крепость, которая обеспечивала транспортировку, в частности, боевых слонов. Расцвет порта длился недолго, и около 220–200 годов до нашей эры жители покинули его. Однако в римскую эпоху он возродился и просуществовал вплоть до середины VI века нашей эры. Раскопки Береники, открытой еще в 1818 году, ведутся с 1994 года. Эти работы показали, что в римскую эпоху порт на протяжении нескольких столетий был точкой пересечения традиций разных народов.

Хоан Ольер Гусман (Joan Oller Guzman) из Автономного университета Барселоны совместно с коллегами из Германии, Испании, Нидерландов, Польши и США в 2019 году во время исследования порта Береника обнаружил ритуальное пространство. В двух траншеях они раскопали остатки сооружения, получившего название святилище Сокола. Исследователи сообщили, что оно состояло из двух прямоугольных помещений (небольшой ритуальной комнаты и длинной «прихожей»), построенных в египетской архитектурной традиции. Из «прихожей» также можно было попасть в большой внутренний двор, но этот участок еще не изучили.

Раскопки показали, что обследованное сооружение построили в ранний римский период, но основная фаза использования относится к позднему периоду. Археологи обнаружили в нем следы от двух небольших костров, подношения в виде раковин тигровой цепреи (Cypraea tigris) — остатки каури часто встречаются в ритуальных контекстах этого времени. Кроме того, в ходе работ они выявили два круглых пьедестала (или постамента). Многочисленные слои глины и песка на полу сооружения, по данным исследователей, свидетельствуют о длительности его использования. В ритуальном помещении археологи также обнаружили прямоугольный пьедестал из известняка и гипса, кубическую статую высотой 38 сантиметров, различные культовые предметы, железный гарпун длиной 34 сантиметра, а также пятнадцать птичьих скелетов.

Среди прочих находок археологи выделили живописную стелу в египетском стиле, на которой присутствует короткая надпись на греческом языке. На объекте также нашли керамику, относящуюся к позднему римскому периоду (IV–VI века нашей эры). Причем ее большую часть сделали в Египте, но встречались и импортные изделия, например, из Южной Аравии, Аксума и Аравийской пустыни. Несколько найденных монет также указали на функционирование святилища в позднеримское время — в конце III — начале IV века нашей эры и позднее.

В общей сложности в ритуальных помещениях исследователи нашли 735 фаунистических остатков, представляющих собой фрагменты скелетов рыб, птиц и яичной скорлупы, а также кости млекопитающих: домашней свиньи (Sus scrofa domestiсa), домашнего осла (Equus asinus), одногорбого верблюда (Camelus dromedarius), крупного рогатого скота (Bos taurus), домашней овцы (Ovis aries) и домашней козы (Capra hircus). Птичьи кости составляли 64,2 процента от общего количества фаунистических останков. Они принадлежали трем видам из рода соколы (Falco): сапсану (F. peregrinus), балобану (F. cherrug) и обыкновенной пустельге (F. tinnunculus). Яичная скорлупа также принадлежала соколам (соколиные яйца в таком контексте нашли впервые). Ученые отметили, что останки птиц зафиксированы в анатомическом порядке, но почти у всех скелетов (кроме двух) отсутствовали черепа. По данным исследователей, никаких признаков мумификации они не нашли, что свидетельствует о вероятном жертвоприношении птиц.

Обнаруженная в святилище стела, по всей видимости, свидетельствует о ритуальном мотиве отсечения птицам голов. На этом артефакте из гипса размером 47×33×9 сантиметров присутствует рельефное изображение и греческая надпись. Вверху стелы изображены крылатый солнечный диск и две кобры, а внизу — фараон с подношением в руках, три божества (Гарпократ, бог-сокол и богиня с короной Хатхор — возможно, это бог Хонсу и богиня Нехбет) и человеческая голова. Греческий текст на стеле предупреждает о том, что варить (или готовить) голову (вероятно, сокола) в этом святилище считается непристойным занятием — видимо, это местное религиозное табу.

Проанализировав все собранные данные, археологи пришли к выводу, что раскопанный комплекс представляет собой небольшой храм египетского культа. Но на последнем этапе его адаптировали к собственной системе верований блеммии — кочевое нубийское племя, описанное римскими историками. По оценкам исследователей, эта последняя фаза, по всей видимости, датируется IV–VI веками нашей эры. Они отметили, что о религиозных верованиях и обычаях блеммии ничего не известно, кроме их связи с двумя храмами. Раскопанное же святилище, вероятно, указывает на то, что они уважали египетскую традицию, но и развивали собственные практики, в числе которых оказались жертвоприношения соколов.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях порта Береника. Так, раскопанное кладбище домашних животных указало на заботу о домашних питомцах. А руины колодца рассказали о погубившей античный порт многолетней засухе.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В Израиле обнаружили древнейшие свидетельства приготовления пищи на огне

Им около 780 тысяч лет