Археологи обнаружили во время раскопок античного порта Береника остатки ритуального сооружения, которое они интерпретировали как храм Сокола. Среди находок, сделанных в этом святилище, оказались каменная стела с рельефным изображением и греческой надписью, а также 15 принесенных в жертву соколов, 13 из которых были обезглавлены. По мнению исследователей, на позднем этапе существования этого храма его приспособило к собственной системе верований кочевое нубийское племя блеммии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в American Journal of Archaeology.
На юге красноморского побережья Египта находится порт Береника, основанный царем Птолемеем II Филадельфом (285—246/245 годы до нашей эры) примерно между 275 и 260 годами до нашей эры. Свое название этот город получил в честь матери царя — Береники I. Через Беренику в Египет эпохи эллинизма шли экзотические товары из южных районов Красного Моря, а также Эфиопии. На раннем этапе своего существования Береника представляла собой достаточно мощную крепость, которая обеспечивала транспортировку, в частности, боевых слонов. Расцвет порта длился недолго, и около 220–200 годов до нашей эры жители покинули его. Однако в римскую эпоху он возродился и просуществовал вплоть до середины VI века нашей эры. Раскопки Береники, открытой еще в 1818 году, ведутся с 1994 года. Эти работы показали, что в римскую эпоху порт на протяжении нескольких столетий был точкой пересечения традиций разных народов.
Хоан Ольер Гусман (Joan Oller Guzman) из Автономного университета Барселоны совместно с коллегами из Германии, Испании, Нидерландов, Польши и США в 2019 году во время исследования порта Береника обнаружил ритуальное пространство. В двух траншеях они раскопали остатки сооружения, получившего название святилище Сокола. Исследователи сообщили, что оно состояло из двух прямоугольных помещений (небольшой ритуальной комнаты и длинной «прихожей»), построенных в египетской архитектурной традиции. Из «прихожей» также можно было попасть в большой внутренний двор, но этот участок еще не изучили.
Раскопки показали, что обследованное сооружение построили в ранний римский период, но основная фаза использования относится к позднему периоду. Археологи обнаружили в нем следы от двух небольших костров, подношения в виде раковин тигровой цепреи (Cypraea tigris) — остатки каури часто встречаются в ритуальных контекстах этого времени. Кроме того, в ходе работ они выявили два круглых пьедестала (или постамента). Многочисленные слои глины и песка на полу сооружения, по данным исследователей, свидетельствуют о длительности его использования. В ритуальном помещении археологи также обнаружили прямоугольный пьедестал из известняка и гипса, кубическую статую высотой 38 сантиметров, различные культовые предметы, железный гарпун длиной 34 сантиметра, а также пятнадцать птичьих скелетов.
Среди прочих находок археологи выделили живописную стелу в египетском стиле, на которой присутствует короткая надпись на греческом языке. На объекте также нашли керамику, относящуюся к позднему римскому периоду (IV–VI века нашей эры). Причем ее большую часть сделали в Египте, но встречались и импортные изделия, например, из Южной Аравии, Аксума и Аравийской пустыни. Несколько найденных монет также указали на функционирование святилища в позднеримское время — в конце III — начале IV века нашей эры и позднее.
В общей сложности в ритуальных помещениях исследователи нашли 735 фаунистических остатков, представляющих собой фрагменты скелетов рыб, птиц и яичной скорлупы, а также кости млекопитающих: домашней свиньи (Sus scrofa domestiсa), домашнего осла (Equus asinus), одногорбого верблюда (Camelus dromedarius), крупного рогатого скота (Bos taurus), домашней овцы (Ovis aries) и домашней козы (Capra hircus). Птичьи кости составляли 64,2 процента от общего количества фаунистических останков. Они принадлежали трем видам из рода соколы (Falco): сапсану (F. peregrinus), балобану (F. cherrug) и обыкновенной пустельге (F. tinnunculus). Яичная скорлупа также принадлежала соколам (соколиные яйца в таком контексте нашли впервые). Ученые отметили, что останки птиц зафиксированы в анатомическом порядке, но почти у всех скелетов (кроме двух) отсутствовали черепа. По данным исследователей, никаких признаков мумификации они не нашли, что свидетельствует о вероятном жертвоприношении птиц.
Обнаруженная в святилище стела, по всей видимости, свидетельствует о ритуальном мотиве отсечения птицам голов. На этом артефакте из гипса размером 47×33×9 сантиметров присутствует рельефное изображение и греческая надпись. Вверху стелы изображены крылатый солнечный диск и две кобры, а внизу — фараон с подношением в руках, три божества (Гарпократ, бог-сокол и богиня с короной Хатхор — возможно, это бог Хонсу и богиня Нехбет) и человеческая голова. Греческий текст на стеле предупреждает о том, что варить (или готовить) голову (вероятно, сокола) в этом святилище считается непристойным занятием — видимо, это местное религиозное табу.
Проанализировав все собранные данные, археологи пришли к выводу, что раскопанный комплекс представляет собой небольшой храм египетского культа. Но на последнем этапе его адаптировали к собственной системе верований блеммии — кочевое нубийское племя, описанное римскими историками. По оценкам исследователей, эта последняя фаза, по всей видимости, датируется IV–VI веками нашей эры. Они отметили, что о религиозных верованиях и обычаях блеммии ничего не известно, кроме их связи с двумя храмами. Раскопанное же святилище, вероятно, указывает на то, что они уважали египетскую традицию, но и развивали собственные практики, в числе которых оказались жертвоприношения соколов.
Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях порта Береника. Так, раскопанное кладбище домашних животных указало на заботу о домашних питомцах. А руины колодца рассказали о погубившей античный порт многолетней засухе.
Михаил Подрезов
Возможно, инфекция хорошо распространялась уже тогда
Палеогенетики проанализировали ДНК, выделенную из останков 108 человек, которых в эпоху неолита похоронили в восьми мегалитических гробницах и одном каменном ящике, раскопанных на территориях современных Дании и Швеции. Исследование показало, что по меньшей мере 18 из них были инфицированы чумной палочкой, причем трех разных штаммов, один из которых, по мнению ученых, возможно, обладал эпидемическим потенциалом. Среди прочего, палеогенетики также изучили родственные связи между людьми и выявили несколько семей, одна из которых насчитывала шесть поколений родственников, а также определили, что для скандинавов-земледельцев эпохи неолита была характерна патрилокальность. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.