Слониха из Берлинского зоопарка почистила бананы

Но только желто-коричневые

Самка азиатского слона Панг Пха (Pang Pha) из Берлинского зоопарка умеет чистить бананы — и делает это быстрее человека. Но чистит она не все бананы — только желто-коричневые, а зеленые и желтые ест с кожурой. Кроме того, чистит бананы слониха чаще всего в одиночестве. О своих наблюдениях за слонихой исследователи из Берлина рассказали в Current Biology.

Слоны с помощью хобота не только дышат и нюхают, но и едят, пьют, берут предметы и трогают их, а еще — трогают сородичей. Отростки на конце хобота сравнивают даже с пальцами приматов, а хоботных манипуляций насчитывают несколько десятков. Разные сложные движения хобота обеспечивает большое число нейронов в ядре лицевого нерва слонов.

Лена Кауфман (Lena V. Kaufmann) из Берлинского университета имени Гумбольдта и ее коллеги наблюдали за самкой азиатского слона Панг Пха в Берлинском зоопарке, которая чистила хоботом бананы. Слоны чистят бананы редко, но тем не менее такое случается — в сети можно найти видео. Однако ни один слон из зоопарков Берлина и Вены не был за этим замечен.

Пха берет банан кончиком хобота, ломает его, ударяя о хобот сбоку, затем трясет до тех пор, пока мякоть не выпадет из кожуры, подбирает ее, а кожуру оставляет на земле. Так она может делать несколько раз — до тех пор, пока не съест всю мякоть.

Сначала исследователи думали, что Пха чистит бананы от случая к случаю: они могли неделями предлагать ей бананы, но она съедала их с кожурой. Но в какой-то момент ученые поняли, что слониха ест и чистит не все бананы — она различает их по степени спелости. От коричневых перезревших бананов Пха нередко отказывалась, зеленые и желтые ела с кожурой. А вот желтые бананы в коричневую крапинку она очищала почти всегда — в 82 процентах случаев. Впрочем, когда она соглашалась на коричневые бананы, она чистила и их тоже.

Исследователи также обнаружили, что слониха чистит бананы лишь тогда, когда ее кормят отдельно от других слонов. Когда ученые предложили желто-коричневые бананы одновременно группе слонов: Пха, ее дочери Анчали и другой самке Драмбо, Пха съедала бананы целиком, но часто оставляла последний банан — чтобы почистить его потом. Две другие слонихи ели бананы с кожурой, а дочь Пха иногда доедала кожуру, которую выбросила мать. При этом слоны ели очень быстро: Пха съедала банан за две секунды. Может быть, она понимала, что если тратить время на снятие кожуры, пока остальные едят бананы целиком, фруктов ей не достанется.

Дочь Пха и другие 4 слона в Берлинском зоопарке не научились чистить бананы, глядя на нее. Это может указывать на то, что навык не так легко передать. Ну или дело в том, что Пха обычно чистит бананы в одиночестве, а в компании ест как все.

Пха никогда не учили снимать с бананов кожуру, но когда она попала в зоопарк в 1987 году в возрасте нескольких месяцев, ее опекуны кормили ее очищенными бананами — и иногда чистили их прямо перед ней. Поэтому ученые предположили, что Пха сама научилась этому у людей, хотя доказательств этому нет.

Ранее мы рассказывали об обонянии слонов: они могут по запаху отличить большее количество семечек от меньшего.

Орхидных пчел назвали эффективным индикатором деградации амазонских тропиков