Укус спровоцировал гранулематозное воспаление в коже
Игуана укусила трехлетнюю девочку за руку и заразила ее Mycobacterium marinum – представителем рода микобактерий, который не вызывает туберкулез и практически никогда не встречается у пресмыкающихся. Кожная инфекция проявилась гранулематозным воспалением с некрозом. Инфицированный участок кожи иссекли, а ребенка пролечили антибиотиками: он полностью здоров. По данным из анонса доклада, который состоится на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ECCMID 2023), укус произошел, когда игуана пыталась украсть у ребенка кусок торта.
К роду микобактерий относятся около 190 видов бактерий. Из них примерно 74 вида считаются патогенными, которые вызывают болезни человека и животных. Типичным таким патогеном считается Mycobacterium tuberculosis, которая вызывает у человека туберкулез. Другой вид – Mycobacterium leprae – ответственен у человека за развитие лепры. Большинство других представителей этого рода считаются условно патогенными бактериями, которые, как правило, редко провоцируют хронические инфекции у здоровых людей.
Однако, Mycobacterium marinum, которая часто поражает рыб, у человека может спровоцировать гранулему купальщиков, или аквариумную гранулему, – хроническое кожную инфекцию, при которой на месте попадания бактерии в кожу медленно развивается болезненный зудящий узелок, который со временем может изъязвляться. Инфекция встречается у людей, которые купались в загрязненных бассейнах, работали с зараженной рыбой или чистили за ними аквариумы. При этом в литературе описано несколько случаев заражения от пресмыкающихся.
Джордан Кит Ма (Jordan Kit Mah) из Стенфордского университета описал случай, когда аквариумная гранулема развилась у трехлетней девочки после укуса игуаны. Игуана пыталась украсть торт у ребенка на пляже в Коста-Рике и укусила его за руку: в районе тыльной стороны левой кисти, в области третьей пястной кости. Рану сразу же обработали спиртом, а в больнице девочке назначили пятидневный курс антибиотика амоксициллина для профилактики сальмонеллезной инфекции. Через две недели рана полностью зажила, девочка с семьей благополучно вернулись домой в США.
Через пять месяцев родители заметили на месте укуса небольшую «шишку», которая за последующие три месяца значительно увеличилась, а кожа над ней покраснела и стала болезненной. Ультразвуковое исследование в больнице показало заполненную жидкостью полость. Врачи предположили, что это может быть ганглиозная киста, хотя локализация и симптомы были не типичными для этого состояния. Девочке провели полное удаление кожного образования и провели его гистологическое исследование. Диаметр образования составил два сантиметра, а при надрезе кожи и подлежащих тканей хирурги обнаружили гной.
Гистологическое исследование показало обширный некроз тканей и некротизирующее гранулематозное воспаление с рассеянными кислотоустойчивыми палочками. Двухнедельный посев тканей показал чистый рост M. marinum, а обнаруженная последовательность бактериальной 16S рРНК дополнительно подтвердила присутствие именно этой бактерии. Девочке назначили рифампицин и кларитромицин, и симптомы инфекции стали утихать.
Похожая клиническая картина обычно наблюдается у людей с аквариумной гранулемой. Хотя обычно игуаны переносят Serratia marcescens, золотистый стафилококк и сальмонеллы, авторы доклада призывают обратить внимание врачей на то, что эти животные (и другие хладнокровные), по-видимому, могут быть источником нетуберкулезной микобактериальной инфекции. Также эта информация может быть актуальна и для специалистов в области болезней животных и эпидемиологов.
А в защите от более грозного представителя рода микобактерий – палочки Коха – впервые за сто лет хорошие новости: термостабильная вакцина от туберкулеза, которая может стать второй в истории вакциной от этой болезни, прошла первую фазу клинических испытаний.
Это третий пациент с ГМ-почкой
Американские хирурги пересадили почку свиньи с отредактированным геномом пациентке, ранее отдавшей свою почку, пишет пресс-служба Лэнгоновского института трансплантологии Нью-Йоркского университета (NYU Langone). Она стала третьим живым пациентом, получившим этот орган от животного, и единственным живым на данный момент.