Ранее ничего похожего в Сибири ученые не встречали
Археологи и палеонтологи представили результаты исследования необычной находки, сделанной в Новосибирской области на памятнике Волчья Грива. На палеолитической стоянке они нашли фрагмент бедренной кости мамонта с вырезанной выемкой, внутри которой лежали фрагменты черепа, нижняя челюсть и изолированный зуб песцов, а также фрагмент ребра другого животного. Вероятно, эта находка связана с древним ритуалом охотников-собирателей, живших на юге Западной Сибири около 23 тысяч лет назад. Ранее ничего похожего в Сибири и, возможно, во всем Северном полушарии ученые не встречали. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Research.
В Каргатском районе Новосибирской области, на территории Барабинской степи, располагается местонахождение мамонтовой фауны и одноименная палеолитическая стоянка Волчья Грива. Этот объект, представляющий собой крупнейшее в Азии местонахождение останков шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius), открыли в далеком 1957 году. С тех пор ученые провели раскопки на площади более 550 квадратных метров, обнаружив большое количество останков млекопитающих: мамонтов (на их долю приходится более 95 процентов остатков мегафауны), лошадей, бизонов, волков, песцов и прочих.
Несмотря на многолетние раскопки, до 2019 года исследователи нашли здесь всего 81 каменное изделие. Однако ситуация резко изменилась в последние годы, когда ученые обнаружили несколько тысяч предметов из камня, кости и бивня мамонта. Причем каменное сырье для изготовления этих предметов людям приходилось приносить сюда как минимум за 90 километров – из долины реки Обь. Недавно в отложениях, относящихся к последнему ледниковому максимуму, археологи также обнаружили зольную линзу, свидетельства добычи песцов ради меха, а также очень необычный костяной артефакт.
Исследованию этого необычного артефакта посвящена новая работа, проведенная Сергеем Лещинским (Sergey Leshchinskiy) из Томского государственного университета и его коллегами из Новосибирска и Томска. Находка представляет собой 180-миллиметровый фрагмент бедренной кости молодого мамонта 12–20 лет, в которой вырезана выемка, заполненная суглинком с примесью золы. Внутри этой полости ученые обнаружили фрагменты черепа, нижнюю челюсть и отдельный зуб плотоядных животных, а также фрагмент ребра млекопитающего.
Морфологический анализ фрагментов черепа, нижней челюсти и изолированного зуба показал, что все они, по всей видимости, принадлежали песцам (Vulpes lagopus). На этих костях присутствуют отметины от орудий, которые свидетельствуют о том, что с животного сняли шкурку ради меха. Фрагмент ребра же, длина которого составляет всего лишь 14 миллиметров, идентифицировать не удалось, но он, очевидно, принадлежал крупному животному, например, мамонту, лошади или бизону. Бедренную кость мамонта и череп песца исследователи отправили на радиоуглеродный анализ, который показал, что возраст этих находок 22930–23120 и 22980–23660 лет.
Ученые отметили, что рукотворное происхождение этого артефакта не вызывало сомнений еще в момент обнаружения, так как на нем присутствуют отчетливые следы от орудий. При этом никаких подобных палеолитических находок ранее не было не только в Сибири, но и, возможно, во всем Северном полушарии. Судя по сколам, первоначально бедренную кость мамонта использовали в качестве тяжелого ретушера при изготовлении каменных орудий. Однако затем ее переделали в своеобразную «шкатулку».
Обнаруженные здесь же каменные орудия и мощный культурный слой, насыщенный золой и обгоревшими костями животных, свидетельствует о продолжительном заселении стоянки. По-видимому, люди изготавливали здесь свои орудия труда, разделывали животных, а также обрабатывали их шкуры, кости и зубы. Типологически местная каменная индустрия схожа с находками из других памятников возрастом 17–24 тысячи лет, расположенных от Урала до Байкала.
Исследователи отметили, что на черепе песца отсутствовали фрагменты костей в области носа, глаз и ушей. Они выдвинули гипотезы, что древние люди могли провести погребальный обряд, в рамках которого бедренная кость мамонта выступала своеобразным гробом. Или же это был ритуал, в ходе которого животного лишали зрения, обоняния и слуха. Похожие практики известны у коренных народов Сибири, например, ханты и манси на голову убитому медведю-самцу надевают шапку, а глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, поскольку животное считается «живым».
По данным ученых, у охотников священными могут считаться не только медведь, но и лисы. Их черепа, зубы, когти и прочие части могут храниться как останки тотемного животного. Раскопки же показывают, что массовая добыча песцов для обитателей палеолитической стоянки Волчья Грива была очень значима, как и для других охотников Северной Евразии того времени. Однако единственный случай вероятного ритуального использования их останков зафиксирован на археологическом памятнике Пршедмости (Чехия), где череп нашли в контексте человеческого захоронения.
Недавно на N + 1 рассказывали о других необычных артефактах, найденных в России на палеолитических памятниках. Так, на стоянке Хотылево-2 археологи обнаружили антропоморфную фигурку, изготовленную из бивня мамонта. В Зарайске же нашли очень необычный бифас, который может представлять собой символическую скульптуру орудия.
Их нашли внутри жертвенных ям
Китайские ученые проанализировали минерализованные остатки ткани и образцы пепла, которые они извлекли из жертвенных ям на памятнике Саньсиндуй. Они пришли к выводу, что находки представляют собой остатки шелковой ткани, возраст которой составляет примерно три тысячи лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.