После экстренных операций меньше пострадали женщины
Проанализировав почти два миллиона историй болезни пожилых хирургических больных, американские ученые выяснили, что риск смерти в течение месяца после операции (как плановой, так и экстренной) на 50 процентов выше у чернокожих мужчин по сравнению с чернокожими женщинами и белыми обоих полов. Как сообщается в журнале The BMJ, этот риск оставался существенным даже после поправки на возраст и состояние здоровье пациентов.
Структурный, или социальный, расизм выражается в том, что для какой-то этнической группы в обществе создаются более выгодные условия для существования, пока другие этнические группы лишены доступа к таким условиям во всех сферах жизнедеятельности. Это создает неравенство, которое сохраняется в течение длительного периода времени. Например, известно, что расовое неравенство в системе здравоохранения США проявляется в меньшем доступе к квалифицированной помощи у чернокожего населения. Или известна зависимость, когда у чернокожих мужчин хуже протекает послеоперационный период. Однако данные о таких зависимостях остаются достаточно ограниченными.
Поэтому Юсуке Цугава (Yusuke Tsugawa) с коллегами из Калифорнийского университета изучили расовую и половую структуру послеоперационной смертности у 1868036 больных, перенесших хирургическое лечение, со средним возрастом 75,4 лет. Женщин было немного больше, чем мужчин – 57,1 процента. Чернокожие мужчины составляли чуть больше двух процентов выборки, чернокожие женщины – 3,7 процента, белые мужчины – 40,7 процента, а белые женщины – 53,4 процента.
Ученые включили в анализ исходы после восьми операций: удаление аневризмы брюшной аорты, удаление аппендикса, желчного пузыря, участка толстой кишки, аортокоронарное шунтирование, эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов и резекция легкого. Более двух третей (70,3 процента) пациентов перенесли плановые операции.
После корректировки на факторы, потенциально повышающие послеоперационную смертность (хронические заболевания, возраст) у чернокожих мужчин общая смертность была выше по сравнению с белыми мужчинами, белыми женщинами и чернокожими женщинами. По сравнению с белыми мужчинами чернокожие мужчины умирали на 50 процентов чаще. Такая же зависимость наблюдалась при анализе смертности после плановых операций, а после экстренных операций ученые обнаружили статистически значимое снижение смертности среди женщин по сравнению с мужчинами.
Кроме того, более высокая послеоперационная смертность среди черных мужчин, которую ученые наблюдали в течение 28 дней, сохранялась и в другие периоды наблюдения: от одной недели до двух месяцев. При дополнительной корректировки на хирурга, у которых наблюдались пациенты, разница в смертности между черными и белыми мужчинами снизилась, однако осталась статистически значимой (p < 0,05).
Ученые считают структурный расизм потенциальной причиной такого распределения послеоперационной смертности. Поскольку чернокожие мужчины чаще сталкиваются с большими препятствиями при работе, образовании и другой жизнедеятельности, они испытывают стресс, и на них ложится большее бремя болезней. При этом они сталкиваются с меньшим доступом к квалифицированной медицинской помощи. Исследователи собираются проводить дополнительные работы по изучению факторов, приводящих к такой зависимости послеоперационных исходов.
Тот же социальный расизм, по-видимому, приводит и к заболеваниям сердца. Женщины, которые заявляли о том, что сталкивались с расизмом, оказались подвержены большему риску развития ишемической болезни сердца.
Исследование проводили в датском «доме с привидениями»
Марк Андерсен (Marc Andersen) с коллегами по Орхусскому университету провели проспективное когортное полевое исследование и пришли к выводу, что добровольный страх с целью развлечения связан с последующим снижением уровней биомаркеров воспаления. Для участия в работе пригласили 113 посетителей аттракциона «дом с приведениями» (средний возраст 29,7 года; 61,1 процента — женщины) в датском городе Вайле. Уровень страха оценивали с помощью мониторинга частоты сердечных сокращений (ЧСС) и субъективно по шкале Ликерта. Низкоуровневое воспаление (концентрацию высокочувствительного С-реактивного белка выше трех миллиграмм на литр) и лейкоцитарную формулу определяли в образцах крови непосредственно перед посещением и после него, а также спустя три дня. Результаты опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.