Талидомид уменьшил повреждение мозга после лучевой терапии

Результаты получены в проспективных неконтролируемых испытаниях II фазы

Клинические испытания второй фазы, проведенные китайскими исследователями при участии коллег из США и Сингапура, показали, что печально известный препарат талидомид может уменьшить повреждение мозга в результате лучевой терапии рака. Отчет о работе опубликован в журнале Science Translational Medicine.

Лучевая терапия — один из основных методов лечения рака головы и шеи. При этом около 30 процентов прошедших ее пациентов страдают от радиационного повреждения мозга. Это осложнение проявляется головной болью, судорогами и нарушениями когнитивных функций, которые могут появиться и сразу, и спустя длительное время. В настоящее время его лечат глюкокортикоидами и бевацизумабом, которые помогают не всем и имеют серьезные побочные эффекты.

Талидомид появился на рынке в 1950-х годах, чаще всего его прописывали при тошноте у беременных. Вскоре у препарата обнаружили тератогенный эффект (около 10 тысяч детей родились с серьезными, зачастую летальными аномалиями) и в 1962 году его запретили, попутно начав пересматривать подход к испытаниям лекарств. Однако уже вскоре интерес к препарату возобновился — оказалось, что он эффективен при некоторых сосудистых и онкологических заболеваниях. Талидомид разрешили ограниченно использовать в клинической практике, исследователи начали разбираться в молекулярных механизмах его действия (подробно об этом рассказано в материале «Готов искупить»).

За счет стимуляции выработки субъединицы B тромбоцитарного фактора роста (PDGF-B) талидомид способен восстанавливать целостность микрососудистой сети, при этом ее нарушение играет важную роль в развитии радиационного повреждения мозга. Исходя из этого, сотрудники Университета имени Сунь Ятсена под руководством Ямэя Тана (Yamei Tang) при участии Чарлза Саймона II (Charles B. Simone II) из Протонного центра Нью-Йорка и Мелвина Чуа (Melvin Chua) из Национального ракового центра Сингапура решили испытать действие препарата при этом заболевании.

В проспективных неконтролируемых клинических испытаниях приняли участие 58 пациентов с радиационным повреждением мозга после лучевой терапии рака, подтвержденным с помощью МРТ и других методов исследования. Всем им назначали 25 миллиграммов рацемического талидомида в течение первой недели, затем наращивали дозу на 25 миллиграммов еженедельно и при достижении 100 миллиграммов продолжали курс еще 12 недель. Степень отека мозга оценивали с помощью МРТ в режиме инверсии-восстановления с подавлением сигнала от свободной жидкости (FLAIR-МРТ), клиническую динамику — по шкале LENT/SOMA, когнитивные функции — по Монреальской шкале (МоСА).

Через 15 недель терапии у 27 пациентов (46,6 процента) уменьшился отек мозга не менее чем на 25 процентов, у 25 пациентов (43,1 процента) наблюдалось клиническое улучшение по LENT/SOMA, и у 36 (62,1 процента) значимо улучшились когнитивные функции. Среди наиболее частых побочных эффектов были запор (у 14 участников), головокружение (у девяти участников) и аллергические реакции (у семи участников), а также периферическая нейропатия, сухость во рту и повышенная утомляемость (по четыре случая). Все они протекали легко. У одного из пациентов на 33-й день исследования произошел инсульт, его связь с приемом препарата не уточнена.

На основании полученных результатов авторы работы заключили, что у талидомида есть клинический потенциал в лечении радиационного повреждения мозга после лучевой терапии, для его уточнения и разработки схем лечения необходимы дальнейшие испытания.

Кроме того, исследователи провели ряд экспериментов по изучению подобного эффекта талидомида на мышиной модели заболевания. Они выяснили, что препарат повышает сниженную радиацией экспрессию бета-рецепторов к тромбоцитарному фактору роста (PDGFRβ) в перицитах — важном клеточном компоненте гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). За счет этого перициты возобновляют нормальное функционирование, что, в свою очередь, восстанавливает поврежденный ГЭБ и улучшает перфузию мозга.

В 2016 году американским исследователям удалось предохранить мозг крыс от последствий радиоактивного облучения, пересадив им в гиппокамп микровезикулы (эктосомы) человеческих стволовых клеток. В 2019 году российские ученые показали, что ионизирующее излучение в дозах, которые могут получить космонавты во время межпланетного перелета, относительно безвредно для крысиного головного мозга.

Cозданная нейросетью система CRISPR-Cas9 отредактировала геном человеческих клеток