Это одно из лучших свидетельств наличия воды на Марсе в прошлом
Марсоход «Кьюриосити» отыскал одно из лучших свидетельств существования жидкой воды в кратере Гейл в далеком прошлом Марса. Ровер обнаружил на скалах волнообразную текстуру, которая сформировалась, когда скалы были дном неглубокого озера, сообщается на сайте NASA.
«Кьюриосити» работает на Марсе более десяти лет, преодолев за это время почти 30 километров. Основной целью ровера стала пятикилометровая гора Шарпа, расположенная в центре кратера Гейл и покрытая массивом из эродированных слоев осадочных пород. Там он проводит геологические исследования и изучает атмосферу Красной планеты.
Восьмого февраля 2023 года команда ровера сообщила, что обнаружила одно из лучших свидетельств существования жидкой воды в кратере за все время работы «Кьюриосити». Поднявшись почти на 800 метров над основанием горы Шарп ровер попал в область, названную «Долиной маркерной полосы» (Marker Band Valley) — тонком слое темных скал, который выделяется на фоне остальной части горы. Породы здесь очень твердые, и ранее ровер не смог получить их образец, хотя сделал несколько попыток.
Ранее считалось, что слои горных пород здесь сформировались в более сухих условиях, чем регионы, исследованные ранее. Однако ровер обнаружил обширную рябь на поверхности скал, которая была создана миллиарды лет назад, когда волны на поверхности неглубокого озера поднимали отложения на дне озера, формируя текстуру ряби. Неподалеку от волнистых скал находятся породы, состоящие из слоев равномерной толщины и расстояния между ними, что могло возникнуть из-за периодически возникающих атмосферных явлений.
«Кьюриосити» совершил уже немало открытий. В частности, он доказал соленость исчезнувшего древнего озера и обнаружил грязевые трещины, оставшиеся после высыхания ручьев. Кроме того, марсоход помогает регистрировать загадочные всплески метана в атмосфере Марса.
Астрономам помогло моделирование на суперкомпьютерах
Избыток массивных эллиптических галактик вблизи сверхгалактической плоскости не является аномалией, а хорошо объясняется в рамках теории холодной темной материи. К такому выводу пришли астрономы, проанализировав данные компьютерного моделирования распределения галактик разных типов в Местном сверхскоплении. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy. Стандартная теория формирования галактик предсказывает, что дисковые галактики эволюционируют достаточно изолировано, в основном за счет звездообразования, подпитываемого непрерывной аккрецией газа из межгалактической среды. Если же температура среды вне галактики будет повышенной, поступление газа в гало галактики будет ограничено и звездообразование затухнет. Это характерно для плотных областей, содержащих обширные гало темной материи, где также чаще происходят слияния галактик, что приводит к образованию эллиптических галактик. Местное сверхскопление галактик представляет собой крупнейшую структуру в Местной Вселенной, куда входит и Млечный Путь. Она связана со сверхгалактической плоскостью и демонстрирует избыток ярких эллиптических и активных в радиодиапазоне галактик, при этом избытка дисковых галактик не наблюдается. Группа астрономов во главе с Тиллем Савалой (Till Sawala) из Университета Хельсинки представила результаты космологического моделирования SIBELIUS DARK на суперкомпьютерах COSMA 8 и CSC Mahti, которое воспроизводит распределение галактик на расстояниях до двухсот мегапарсек от Местной Группы галактик в рамках модели ΛCDM (модели холодной темной материи) и стандартной теории формирования галактик. Начальные условия моделирования подбирались так, чтобы соответствовать крупномасштабной структуре галактик по данным обзора неба 2M++ и сравнивались с данными наблюдений обзора 2MASS. В моделировании слияния галактик и звездообразование, вызванное нестабильностью диска, были основными процессами, которые могут привести к росту балджа галактики и трансформации дисковой галактики в эллиптическую. Моделирование смогло воспроизвести наблюдаемое пространственное распределение дисковых и эллиптических галактик, в частности, наблюдаемый избыток массивных эллиптических галактик вблизи сверхгалактического экватора. Во-первых, самые массивные эллиптические галактики в диапазоне красного смещения z=0,01-0,02 гораздо массивнее самых массивных дисковых галактик, а интенсивность образования групп сильно зависит от массы галактик. Во-вторых, похоже, что среда в сверхгалактической плоскости препятствует созданию условий, необходимых для образования массивных дисковых галактик, таких как относительно спокойные события слияний и постоянный приток холодного газа. Таким образом, наблюдаемое распределение галактик не выглядит аномалией, а вписывается в предсказания модели ΛCDM и стандартной модели формирования галактик. Ранее мы рассказывали о том, как сверхтекучая темная материя не выдержала проверку Млечным Путем.