Астрономы отыскали систему колец у карликовой планеты Квавар в Поясе Койпера

В теории их быть не должно

Астрономы обнаружили третий пример системы колец вокруг небольших тел Солнечной системы. Плотное и неоднородное кольцо было найдено вокруг карликовой планеты Квавар из Пояса Койпера, причем располагается вне предела Роша, что противоречит теоретическим предсказаниям. Статья опубликована в журнале Nature.

Долгое время считалось, что системы колец есть только у планет-гигантов, например Сатурна. Однако открытие колец у кентавра Харикло и карликовой планеты Хаумеа показало, что и небольшие объекты способны обладать подобными структурами. Все известные системы колец располагаются достаточно близко к своим родительским телам, находясь внутри границы, определяемой пределом Роша, где любой спутник будет разрушен приливными силами.

Группа астрономов во главе с Бруно Моргадо (Bruno Morgado) из Федерального университета Рио-де-Жанейро сообщила об обнаружении колец у карликовой планеты Квавар. Открытие было сделано в ходе наблюдений покрытия Кваваром фоновой звезды, за которым следили космический телескоп CHEOPS и камера HiPERCAM, установленная на наземном Большом Канарском телескопе.

Квавар относится к классической популяции объектов Пояса Койпера и обладает радиусом в 555 километров, что делает его седьмым крупным транснептуновым объектом. Карликовая планета обладает спутником Вейвотом, радиусом около 80 километров, который находится на расстоянии примерно 24 радиуса Квавара от самого Квавара.

Обнаруженное у Квавара кольцо плотное и неоднородное и находится на расстоянии 7,4 радиусов Квавара от родительского тела. Это очень необычно, так как кольцо располагается далеко за пределом Роша, а значит в теории из его вещества мог достаточно быстро сформироваться спутник. Ученые считают, что большую роль в стабильности кольца играют упругие столкновения между его частицами, а также тот факт, что положение кольца близко к 1/3 спин-орбитальному резонансу с Кваваром.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп «Джеймс Уэбб» нашел водяной лед в кольцах кентавра Харикло.

Ледяное «сердце» Плутона объяснили косым столкновением с крупным телом