«Джеймс Уэбб» нашел водяной лед в кольцах кентавра Харикло

Обсерватория наблюдала покрытие фоновой звезды кентавром

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» пронаблюдал систему колец вокруг кентавра Харикло во время покрытия объектом далекой звезды. Данные наблюдений помогли уточнить параметры колец, а также обнаружить в их составе кристаллический водяной лед, сообщается на сайте NASA.

(10199) Харикло относится к кентаврам — малоизученным малым телам, которые обладают нестабильными орбитами во внешней части Солнечной системы и демонстрируют свойства как комет, так и астероидов. Радиус Харикло оценивается в 124 километра, это самый крупный представитель кентавров. В 2013 году у этого объекта была найдена система из двух колец, каждое шириной несколько километров и радиусами орбит 391 и 405 километров, что стало первым в истории подобным открытием.

18 октября 2022 года Харикло стал целью наблюдений космической обсерватории «Джеймс Уэбб», которая при помощи камеры NIRCam и спектрографа NIRSpec вела наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне вначале за покрытием кентавром фоновой звезды Gaia DR3 6873519665992128512, а затем за Харикло, освещенным Солнцем.

Данные наблюдений помогли уточнить параметры кольцевой системы. Ширина первого кольца составляет 6-7 километров, а второго — 2-4 километра, они разделены промежутком в 9 километров. Спектрограф помог определить, что вещество колец отличается от вещества Харикло и содержит кристаллический водяной лед — ранее предполагалось, что водяной лед может быть аморфным из-за воздействия высокоэнергетического космического излучения. Возможно частицы колец постоянно испытывают микростолкновения, что приводит либо к обнажению свежего льда, либо запускает процесс его кристаллизации.

Ранее мы рассказывали о том, как карликовая планета за Нептуном оказалась окольцованной.

Плавучие кристаллы объяснили задержку охлаждения массивных белых карликов