Среди девочек эти ассоциации были более сильными
Повышенное содержание диоксида азота во вдыхаемом воздухе приводит к снижению систолического артериального давления у лондонских подростков. В то же время вдыхание воздуха с высокой концентрацией твердых частиц размером 2,5 микрометра повышает систолическое давление. Как сообщается в журнале PLOS One, среди девочек эти ассоциации были более сильными, в то время как этническая принадлежность и индекс массы тела не влияли на найденные закономерности.
Загрязнение воздуха повышает риск развития заболеваний сердца и легких. Однако не совсем ясно, насколько это актуально для детей и подростков, поскольку нет крупных исследований, посвященных этой связи. Исследования в Китае показали, что дети, проживающие в районах с повышенной концентрацией отравляющих веществ в воздухе, страдают от повышения артериального давления. Европейские исследования показали неоднозначные результаты: в разных работах воздействие загрязненного воздуха приводило к увеличению то систолического, то диастолического давления в зависимости от исследуемого поллютанта.
Алексис Караманос (Alexis Karamanos) с коллегами из Королевского колледжа Лондона исследовали, как концентрация различных воздушных поллютантов влияет на артериальное давление лондонских подростков. Данные о состоянии их здоровья ученые получили из другой работы, в которой ученые исследовали социальное благополучие подростков в 2003-2006 годах. В эту работу включили детей из 51 школы в десяти районах Лондона в возрасте от 11 до 13 лет, за которыми наблюдали в течение трех лет. В основном в выбранных районах жили представители этнических меньшинств.
До конца исследования дошли 3284 школьника, которых разделили на пять этнических групп: белые, чернокожие карибы, чернокожие африканцы, индийцы и пакистанцы, объединенные в одну группу с бангладешцами. Концентрации поллютантов в атмосфере за исследуемые годы ученые получили из моделей и отчетов Кадастра атмосферных выбросов Лондона.
В возрасте 11-13 лет среднее систолическое артериальное давление (АД) не отличалось между мальчиками и девочками. Однако спустя три года, в возрасте 14-16 лет, у мальчиков оно было значимо выше, чем у девочек (115 против 108 миллиметров ртутного столба). Известно при этом, что мальчики чаще курили и употребляли алкоголь, а также чаще занимались спортом. По сравнению с белыми детьми, карибы и африканцы чаще жили в неблагополучных районах.
В период с 2003 по 2006 год среднегодовые концентрации твердых частиц диаметром 10 микрометров (PM10) и 2,5 микрометра (PM2,5) в Лондоне снизились, хотя они оставались выше норматива Всемирной организации здравоохранения. Среднегодовая концентрация диоксида азота была меньше в окрестностях Лондона, и значительно увеличивалась на придорожных территориях. В исследуемом периоде 54 процента детей жили по адресам, где ежегодная концентрация диоксида азота значительно превышала предельные рекомендуемые значения ВОЗ (10 миллиграмм на кубический метр).
В течение периода наблюдения чернокожие дети из стран Карибского бассейна и Африки подвергались воздействию более высоких концентраций твердых частиц и диоксида азота, чем их белые сверстники. При этом белые британцы и индийцы подвергались воздействию более высоких концентраций озона.
В модели с одним загрязнителем озон повышал среднее систолическое АД, а диоксид азота снижал его среди мальчиков. В то же время диоксид снижал как систолическое, так и диастолическое давление у девочек, а PM2,5 повышал систолическое давление. Однако все эти связи оказались статистически не значимы.
Модель с двумя загрязнителями показала, что диоксид азота достоверно снижал систолическое АД у мальчиков на 0,19 миллиметра ртутного столба при каждом увеличении концентрации поллютанта на один микрограмм на кубический метр. У девочек повышение концентрации диоксида на одну единицу приводило к снижению систолического АД на 0,28 миллиметра ртутного столба. Эта связь оставалась достоверной после корректировки на возраст, индекс массы тела, рост и стадию полового созревания. Кроме того диоксид статистически значимо снижал диастолическое АД у девочек.
Напротив, увеличение концентрации PM2.5 на единицу объема повышало систолическое АД у мальчиков на 0,54, а у девочек на 1,31 миллиметра ртутного столба. На диастолическое АД твердые частицы в воздухе значимо не влияли. Дальнейшие корректировки для ряда социально-экономических факторов и факторов образа жизни существенно не повлияли на статистическую силу ассоциаций.
Это исследование показывает, что загрязнение воздуха, по-видимому, оказывает значительное влияние на артериальное давление в подростковом возрасте, причем на девочек оно влияет больше, чем на мальчиков. Другие факторы (в том числе этническая принадлежность) значимо не повлияли на ассоциации.
Снижение систолического артериального давления при высоких концентрациях диоксида азота в воздухе ученые объясняют его трансформацией в организме в оксид азота — мощный расширитель сосудов. Твердые частицы могут повышать систолическое артериальное давление за счет активации воспаления и нарушения циркадных ритмов, из-за которого в организме задерживается натрий. Его задержка приводит к повышенному давлению.
Сохранить сердце и сосуды здоровыми с молодых лет может не только хорошая экология, но и счастливая жизнь. Недавно мы рассказывали, что взрослые, которые в подростковом возрасте чувствовали себя счастливыми, реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний.
Ни пероральная, ни трансдермальная
Кэри Глисон (Carey Gleason) из Университета Висконсина с коллегами проанализировала данные 275 участниц клинических испытаний KEEPS и обнаружила, что четырехлетний курс разных типов гормональной заместительной терапии в менопаузу не связан с риском когнитивных нарушений через 10 лет. В ходе испытаний участницы не позже трех лет с момента последней менструации на протяжении 48 месяцев получали либо 0,45 миллиграмма конъюгированных эстрогенов перорально, либо 50 микрограмм эстрадиола трансдермально в виде пластыря (оба в сочетании с 200 миллиграммами микронизированного прогестерона) в день, либо плацебо. До начала терапии, после ее прекращения и примерно через 10 лет они проходили набор когнитивных тестов. Результаты опубликованы в журнале PLoS Medicine.