Беременных прививали в третьем триместре
После того, как в 2011 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США рекомендовал прививать беременных ацеллюлярной вакциной против коклюша, дифтерии и столбняка, заболеваемость коклюшем среди детей до двух месяцев значимо снизилась в течение десяти лет. Однако остается неясным, насколько эффективна будет последующая вакцинация детей при такой стратегии профилактики. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Pediatrics.
Коклюшная палочка, Bordetella pertussis, попадая в организм человека через дыхательные пути, вырабатывает в нем коклюшный токсин. Он отвечает за спастический непрекращающийся кашель — «визитную карточку» коклюша. Больной начинает так интенсивно и часто кашлять, что у него может произойти остановка дыхания, а у некоторых кашель приводит к перелому ребер.
Врачи давно научились защищать детей — основную группу риска — от этой инфекции с помощью вакцинации. Как правило, используется комбинированная вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша. Они могут отличаться в зависимости от коклюшного компонента: в некоторых вакцинах (например, в отечественной АКДС) присутствует целая коклюшная палочка, в других — только ее антигены. Однако все они применяются у детей старше двух месяцев. Следовательно дети до двух месяцев остаются без защиты от инфекции.
Известно, что вакцинация беременных женщин против коклюша эффективна для профилактики коклюша у детей до двух месяцев. Основываясь на этих данных, в 2011 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США рекомендовал вакцинировать беременных женщин бесклеточной вакциной против коклюша, дифтерии и столбняка на сроке с 27 по 36 неделю гестации. К 2019 году 54,9 процента беременных получили дозу вакцины.
Тами Скофф с коллегами из Центра по контролю и профилактике заболеваний США провели анализ заболеваемости коклюшем среди детей до года с 2000 по 2019 год, чтобы оценить популяционную эффективность вакцинации против коклюша в предотвращении заболеваний у детей до двух месяцев.
Всего за исследуемый период в стране зарегистрировали 57460 случаев коклюша у детей младше года; из них 81,4 процента классифицировали как подтвержденные, 18,5 — как вероятные, и 0,1 — как неподтвержденные. 19322 случая (33,6 процента) зарегистрировано среди детей младше двух месяцев. В период до введения вакцинации беременных среднегодовой показатель заболеваемости коклюшем среди младенцев младше двух месяцев составлял 165,3 на 100000 детей без существенных ежегодных колебаний.
После введения вакцинации беременных заболеваемость планомерно снижалась с 205,4 на 100000 детей в 2012 году до 75,4 на 100000 детей в 2016 году. В 2017-2019 годах заболеваемость в среднем составила 80,9 на 100000 детей. Такое снижение оказалось статистически значимым (р = 0,001). Ученые не обнаружили существенных изменений в заболеваемости коклюшем среди детей от 6 до 12 месяцев. При этом разница между заболеваемостью детей в возрасте до двух месяцев и с 6 до 12 месяцев после введения вакцинации беременных значимо снизилась (р < 0,001).
Ученые считают, что такую стратегию защиты детей до двух месяцев от коклюша можно признать эффективной. Однако еще предстоит ответить на вопрос о том, снижают ли пассивно перенесенные материнские антитела реакцию иммунитета ребенка на вводимую ему прививку от коклюша в возрасте два-три месяца. В этом исследовании заболеваемость коклюшем среди детей от 6 до 12 месяцев не подтверждает этот феномен, но эпидемиологи рассчитывают на дальнейшие, более подробные, исследования эффектов вакцинации беременных от коклюша.
Вакцинация во время беременности безопасна. Даже новые вакцины не навредят плоду. Мы уже рассказывали, что вакцинация против ковида на ранних сроках беременности безопасна и не приводит к врожденным аномалиям плода.
По глобальным оценкам на 2021 год
Дэмиен Сантомауро (Damian Santomauro) из Квинслендского центра исследований психического здоровья с коллегами из Австралии, США и Швейцарии провели глобальную оценку помощи людям с большим депрессивным расстройством (БДР) по 204 странам и территориям в 2021 году и пришли к выводу, что его приемлемую терапию получает менее одного из десяти пациентов. Для оценки авторы провели метарегрессионный анализ имеющихся исследований и датасетов GBD. Минимально адекватное лечение расценивали как фармакотерапию (месяц приема препаратов плюс четыре визита к врачу) или психотерапию (восемь визитов к любому аккредитованному для этого специалисту). Результаты опубликованы в журнале The Lancet Psychiatry.