Это показали данные за девять лет наблюдения
Ретроспективное когортное исследование с участием более 1,3 миллиона американских ветеранов показало, что курсовой прием витамина D связан с уменьшением риска суицидальной попытки или нанесения самоповреждений почти наполовину. Отчет о работе опубликован в журнале PLoS One.
В последние годы накапливаются данные о возможной связи низкого уровня кальцифедиола (25-гидроксихолекальциферола, прекурсора активной формы витамина D) в сыворотке крови с симптомами депрессии и суицидальным поведением, хотя ее причинно-следственный характер остается под вопросом. Среди действующих и бывших военных широко распространены как дефицит кальцифедиола (менее 20 нанограмм на миллилитр сыворотки), так и попытки самоубийства, при этом их потенциальная взаимосвязь практически не изучена.
Чтобы получить информацию об этом, Джилл Лавин (Jill Lavigne) и Джейсон Гиббонс (Jason Gibbons), аффилированные с Управлением по делам ветеранов США, воспользовались общей базой данных этой организации (CDW). По содержащимся в ней электронным медицинским картам исследователи определили когорты пациентов, которым прописывали курсы эргокальциферола (витамина D2), холекальциферола (витамина D3) или ни один из этих препаратов за период с 2010 по 2018 год. В работу не включали тех, кто принимал их суммарно менее 90 дней в течение двух лет с момента первого назначения, а также тех, кому прописывали обе эти формы витамина.
Всего в когорту эргокальциферола вошли более 169 тысяч человек, холекальциферола — почти 491 тысяча (их эффекты моделировали отдельно из-за разного метаболизма). Каждой из них подобрали идентичную по размеру контрольную группу, члены которой соответствовали по наличию типичных показаний к назначению витамина D, демографическим показателям (возраст, пол, этническая принадлежность) и психическим состояниям с повышенным риском суицида (шизофрения, большое депрессивное расстройство, биполярное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление психоактивными веществами и другие).
Для всех участников рассчитали средневзвешенную по дням приема дозу витамина в виде натурального логарифма (в контрольной группе его значение приняли за ноль). Исходы учитывали по данным Управления по делам ветеранов и государственной медицинской страховки Medicare обо всех обращениях за амбулаторной или стационарной медпомощью по поводу намеренных самоповреждений или суицидальных попыток. Статистический анализ проводили с помощью коксовской модели пропорциональных рисков.
До введения поправок абсолютная доля причинивших себе вред участников в основной и контрольной когортах эргокальциферола составила соответственно 0,27 и 0,52 процента; холекальциферола — 0,2 и 0,36 процента. Согласно моделированию с учетом модифицирующих факторов курсовой прием витамина D2 связан со снижением вероятности самоповреждений и суицидальных попыток на 48,8 процента — отношение рисков (HR) 0,512; 95-процентный ДИ 0,457–0,574. Для витамина D3 это снижение составило 44,8 процента — HR 0,552; 95-процентный ДИ 0,511–0,597.
Дополнительный анализ по подгруппам показал, что этот эффект наиболее выражен среди афроамериканцев и тех, у кого исходный уровень кальцифедиола в сыворотке был ниже нормы (0–19 нанограмм на миллилитр). В обеих этих популяциях снижение риска составило примерно 64 процента — HR 0,362; 95-процентный ДИ 0,298–0,440 и HR 0,359; 95-процентный ДИ 0,215–0,598 соответственно. Кроме того, сила корреляции зависела от дозировки витамина — HR 0,837; 95-процентный ДИ 0,779–0,900. Пол участников значимой роли не играл.
В 2018 году датские и австралийские исследователи показали, что низкое содержание кальцифедиола в крови при рождении связано с повышенными шансами развития шизофрении в последующей жизни. При этом положительные сдвиги на фоне приема витамина D удается пронаблюдать далеко не всегда. К примеру, он не оказывал существенного влияния на риск развития сахарного диабета при преддиабете или заболеваемость острыми дыхательными инфекциями.