Это уже вторая поломка научных инструментов обсерватории
Инструмент NIRISS инфракрасной космической обсерватории «Джеймс Уэбб» прекратил все научные наблюдения из-за сбоя в работе программного обеспечения, управляющего камерой. Сейчас инженеры пытаются найти причину сбоя, сообщается на сайте Space.com.
NIRISS (Near-Infrared Imager and Slitless Spectrograph) представляет собой один из четырех основных научных инструментов обсерватории и включает в себя камеру и безщелевой спектрограф, работающие в ближнем и среднем инфракрасном диапазонах длин волн (0,8-5 микрометров). Прибор способен работать в четырех режимах (интерферометрия, широкопольная и однообъектная спектроскопия, получение изображений), его основной задачей стало обнаружение и определение свойств экзопланет.
15 января 2023 года произошел сбой в работе программного обеспечения NIRISS, связанный c превышением времени ожидания ответа от камеры, что привело к прекращению научных наблюдений инструментом. Инженеры не видят серьезной опасности для других приборов и пытаются определить причину сбоя, все несостоявшиеся наблюдения будут перенесены на другое время.
Это не первый сбой в работе обсерватории — ранее инструмент MIRI два месяца не мог вести наблюдения в одном из режимов спектроскопии из-за аномалий в работе, связанных с подшипником колеса с дифракционными решетками.
Про историю создания «Джеймса Уэбба» и его устройство можно прочесть в материале «Лети и смотри».
Запуск может состояться уже через месяц
Компания SpaceX провела 9 декабря 2024 года успешные огневые испытания первой ступени Starship. Кратковременный запуск 33 двигателей Raptor ускорителя Super Heavy B14 состоялся на стартовой площадке космодрома Starbase в штате Техас. Предполагается, что ускоритель B14 будет участвовать в седьмом полете системы Starship, к которому SpaceX сейчас активно готовится. Официально дата запуска пока не объявлена, однако, по всей видимости, компания намерена провести испытания не ранее 11 января 2025 года. Об этом стало известно после публикации письма, отправленного NASA в Федеральное управление гражданской авиации США. В нем сообщается о планах использовать самолет Gulfstream V для наблюдения за испытанием с воздуха.