Киноварь для захоронения древнего жителя Иберии принесли за 500 километров

Погребение относится к позднему неолиту или энеолиту

Археологи и химики исследовали человеческие останки, обнаруженные в древнем захоронении в испанской пещере Куэва-де-ла-Сьерра и относящиеся к эпохе позднего неолита / энеолита. С помощью комбинации методов они выяснили, что останки этого человека через некоторое время после смерти засыпали или окрасили киноварью — минералом алой окраски и самой распространенной ртутной рудой на планете. Судя по изотопам серы, киноварь добыли на северо-западе Пиренейского полуострова, примерно в 500 километрах от места захоронения, о чем сообщается в статье в Journal of Archaeological Science: Reports.

Новое исследование провели Хосе Мария Роданес-Висенте (Jose Maria Rodanes-Vicente) из Университета Сарагосы и его коллеги из Испании и Японии. Для начала они провели радиоуглеродный анализ останков и установили, что их радиоуглеродный возраст составляет 4400 ± 30 лет — по калибровочной кривой это соответствует концу IV тысячелетия до нашей эры. Чтобы выяснить, из чего изготовлен красный пигмент и откуда он происходит, ученые обратились к рентгенофлуоресцентному анализу, рамановской спектроскопии и анализу изотопов серы. Полученные результаты подтвердили важность использования киновари в погребальном обряде Иберии эпохи позднего неолита / энеолита. Кроме того, они могут указывать на важное значение долины реки Эбро для коммуникации между разными древними сообществами, проживавшими в северной части Пиренейского полуострова.

Киноварь приглянулась древним жителям Иберии в эпоху энеолита