Зоологи впервые сняли на видео рыбалку японских макак

Они ловят лососевых рыб в незамерзающих ручьях

Зоологам удалось увидеть рыбалку японских макак из долины Камикочи на острове Хонсю собственными глазами — и записать ее на видео. Как отмечается в статье для журнала Scientific Reports, в общей сложности было отмечено четырнадцать таких случаев.

Приматы, за исключением человека, редко едят рыбу. Тем не менее, некоторые виды обезьян время от времени все-таки включают ее в свой рацион. Например, макаки-крабоеды (Macaca fascicularis) иногда рыбачат в мелководных реках и озерах, а медвежьи павианы (Papio ursinus) собирают рыб в пересыхающих пустынных водоемах и ищут акульи яйца в водорослях на морском побережье.

В конце 1980 годов зоологи выяснили, что японские макаки (M. fuscata) с острова Косима на юге Японии не прочь полакомиться морской рыбой, выброшенной на берег прибоем или оставленной людьми на просушку. А несколько лет назад команда специалистов под руководством Александра Милнера (Alexander M. Milner) из Бирмингемского университета уличила этих приматов в самостоятельной рыбной ловле. Проанализировав собранные зимой экскременты японских макак из долины Камикочи на острове Хонсю, исследователи выявили в них генетический материал личинок насекомых, а также двустворчатых моллюсков и форели — жилой формы кумжи (Salmo trutta).

Милнер с соавторами пришли к выводу, что в холодные месяцы, когда макакам из Камикочи трудно найти привычную пищу, они приходят на незамерзающую реку Азуса и впадающие в нее ручьи, чтобы пособирать беспозвоночных и поохотиться на форелей. Однако лично понаблюдать за рыбалкой этих обезьян ученым не удалось. Даже когда в прошлом году в их руки попали снимки японской макаки, поедающей рыбу, оставалось неясным, поймала ли она ее сама или подобрала тушку погибшей особи.

Чтобы больше узнать о том, как японские макаки добывают рыбу, исследователи в январе прошлого года вновь отправились в долину Камикочи. На этот раз они взяли с собой съемочную группу телеканала NHK — чтобы запечатлеть поведение обезьян на видео. Наблюдая за макаками, принадлежащими к трем из четырех населяющих долину семейных групп, специалисты подтвердили, что эти приматы регулярно посещают незамерзающие ручьи, которые впадают в Азусу, чтобы поесть водных растений и поискать под камнями личинок поденок и веснянок.

Охоту макак на форелей (а также гольцов (Salvelinus)) члены команды зафиксировали четырнадцать раз, причем в шести случаях они лично наблюдали за тем, как эти приматы добывают рыбу. Еще восемь случаев зафиксировали камеры-ловушки (они также запечатлели несколько неоднозначных случаев, в которых добычу макак нельзя было однозначно распознать как рыбу).

Обезьяны использовали разные техники рыбалки. Например, иногда они искали рыбу, переворачивая камни, а затем загоняли на мелководье, преграждали ей пути отступления руками и ловили ртом. В других случаях они высматривали рыбу, стоя на двух ногах, хватали ее руками и кусали. Более чем в 60 процентах случаев рыбачившие макаки использовали обе руки, а примерно в 30 процентах случаев — только правую или левую.

Исследователи предполагают, что японские макаки из Камикочи (здесь их живет около 200 особей) — единственные представители своего вида, которые приспособились ловить рыбу. Им пришлось научиться рыбачить из-за необычных условий, в которых они живут. Долина расположена на высоте 1500-1600 метров, так что зимой здесь становится довольно холодно. Однако из-за того, что она окружена высокими горами, обезьяны не могут покинуть ее в зимние месяцы и спуститься в более теплые низины. В результате они вынуждены искать пищу в незамезрающих реках и ручьях. Вероятно, изначально макаки просто собирали водяные растения, а затем стали добавлять к рациону личинок водных насекомых. В конце концов они перенесли навыки, которые использовали при ловле насекомых, на рыбу.

В прошлом году испанские зоологи доказали, что обыкновенные лисицы (Vulpes vulpes) умеют рыбачить. Они запечатлели, как лис за полтора часа выловил на мелководье десять пришедших на нерест сазанов и припрятал большую часть добычи. Вероятно, хищник воспользовался временным изобилием добычи, чтобы впрок запасти пищу для семьи.

Орхидных пчел назвали эффективным индикатором деградации амазонских тропиков