Дуэт белоруких гиббонов спел ритмично и синхронно

При этом ритм держали как представители обоих полов в дуэтах, так и самцы в сольных песнях

Когда белорукие гиббоны поют, они сохраняют регулярный ритмический рисунок. Это выяснили ученые, подсчитав длину промежутков между звуками в их песнях. При этом оказалось, что, когда гиббоны поют парами, то ритм одного партнера влияет на ритм другого. И иногда они даже синхронизируются. До этого считалось, что использовать регулярный ритм для групповой координации способны только люди. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.

Люди легко могут воспринимать и воспроизводить ритмичные звуки, но ученые пока не знают, как эти способности развивались и на что повлияли в ходе эволюции человека. Восприятие ритма есть и у других животных. Например, тюлени умеют спонтанно распознавать ритм в криках сородичей. А шимпанзе могут не только ритмично стучать, но и издавать сигналы с индивидуальными паттернами.

Самым простым ритмом является изохронный — когда временные интервалы между сигналами имеют одинаковую длительность. Он довольно часто встречается в жизни — мы можем заметить его в биении сердца или при ходьбе. Люди могут петь с сохранением изохронного ритма, что среди животных встречается нечасто — так умеют только некоторые виды птиц, летучие мыши, капский даман и лемуры индри.

А еще люди умеют петь синхронно — то есть издавать звуки одновременно. И некоторые ученые полагают, что это полезная способность, которая помогла древним людям координировать свою коммуникацию. Однако большинство исследователей изучают изохронию и синхронность отдельно друг от друга. Так что до сих пор неясно, встречаются ли они одновременно у других млекопитающих, или человек — единственный примат, который может ими управлять. Выяснить это решила Тереза Рамонди (Teresa Raimondi) из Университета Турина совместно с коллегами из Таиланда, Нидерландов и Дании.

Исследователи изучили 215 песен от шести пар белоруких гиббонов (Hylobates lar): четыре группы обитали в заповеднике Хуайкхакхэнг в Таиланде, а две — в фаунистическом парке «Cappeller» и зоопарке Фальконар в Италии. Среди записей были как партии самцов и самок в дуэтах, так и сольные песни самцов. Ученые рассчитали межвступительные интервалы (то есть время между началом одного элемента песни и другого) и отношение между ними, а также частоту сигналов — число призывов на 10 секунд.

В результате исследователи нашли изохронию во всех трех типах песен — в дуэтной части самок, в дуэтной части самцов и в соло самцов (p < 0,001). И самки, и самцы в дуэтах издавали звуки примерно с одинаковой частотой (p = 0,293), а вот когда самцы пели в одиночку, то частота получалась выше (p < 0,001). При этом самки в дуэте лучше сохраняли регулярный ритм, чем самцы. А хуже всего ритм держали самцы в сольных песнях.

Также исследователи проверили, влияет ли вокальный ритм особи на ритм партнера. Для этого они использовали реальные дуэты реальных пар гиббонов, а также и смоделированные. Они наложили звуковые фрагменты песен друг на друга (как реальных пар самец-самка, так и случайных пар) и проверили, как часто голоса самцов и самок будут перекрываться. Оказалось, что особи в дуэте влияют на ритм партнера: и самцы на самок, и самки на самцов. Причем реальные дуэты реальных пар были более синхронны, чем оба типа смоделированных дуэтов (p < 0. 001), и их синхронность была хоть и не идеальна, но значительно выше случайных показателей. В среднем гиббоны продемонстрировали синхронность на уровне 16-18 процентов.

Наконец, исследователи обнаружили, что синхронность влияет на ритмичность по-разному в зависимости от пола. Когда самцы синхронизировались с самками, их уровень изохронии становился выше (то есть они начинали петь более ритмично). А самки, наоборот, сами по себе пели ритмичнее, а при попытке синхронизироваться ритм становился менее строгим.

Таким образом, гиббоны оказались способны не только держать собственный ритм, но и подстраивать его в паре. Оба этих умения, по мнению исследователей, помогают животным производить более сильные сигналы (то есть повторяющиеся и громкие). Авторы работы также считают, что их результаты в целом поддерживают идею о том, что в процессе эволюции изохрония помогла людям координировать свое поведение в группе. Но как именно способность держать ритм связана с синхронизацией и почему это может по-разному проявляться у разных полов, пока еще непонятно.

Ранее ученые сообщили, что у очковых пингвинов в парах голоса партнеров со временем становятся похожи друг на друга. А вот если особи просто часто общаются друг с другом и не состоят в паре, то их голоса остаются разными.

Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе