В барабанном бое и уханье шимпанзе нашли индивидуальные различия

Психологи проанализировали звуковые сигналы шимпанзе и пришли к выводу, что серии ударов различаются своей структурой от особи к особи. Кроме того, животные проявляли индивидуальные паттерны звучания для передачи сообщений на дальние расстояния, но вели себя иначе внутри своей группы. Ученые пришли к выводу, что шимпанзы способны менять свое голосовое поведение в зависимости от контекста. Исследование опубликовано в журнале Animal Behaviour.

Многие животные используют звуки, чтобы общаться на больших расстояниях или в при плохой видимости. Некоторые помимо голоса используют серии ударов — «барабанный бой». Так, австралийские кенгуровые крысы барабанят по земле, чтобы обозначить свою территорию или сообщить о своем появлении соседям. Голые землекопы используют удары, чтобы рассказать о занятии нор. Неголосовые звуковые сигналы свойственны и приматам. Например, обезьяны сопровождают звуками многие жесты для передачи информации особям, находящимся поблизости, но вне поля зрения. Однако сигналы, которые могу быть услышаны на больших расстояниях у приматов встречаются редко. Среди описанных видов это гориллы, бьющие себя в грудь, и барабанный бой шимпанзе (Pan troglodytes). Ударные звуки гориллы могут распространяться в пределах километра, однако чаще всего используются мужскими особями для демонстрации размеров тела, силы и социального статуса. Самцы шимпанзе, напротив, адресуют свой бой дальним сородичам. Для этого они барабанят верхними и нижними конечностями по выступающим корням деревьев, создавая низкочастотные звуки. Такой барабанный бой способен распространяться на расстояния более одного километра даже в густом лесу. Предположительно, для этого животные выбирают корни по их резонансным свойствам. Также ударная партия сопровождается типичным для вида голосовым сигналом — уханьем.

Результаты предыдущих исследований структуры барабанного боя шимпанзе противоречивы. Ударные партии самцов из Национального парка Таи в Кот-д'Ивуар и леса Будонго в Уганде имели индивидуальные различия, а у особей из Национального парка Кибале их не было. Это может быть связано с тем, что некоторые записанные звуки принадлежали странствующим шимпанзе, а контекст других исследователям неизвестен. Тем не менее результаты подверждают гипотезу о том, что самцы шимпанзы меняют структуру барабанного боя в зависимости от ситуации.

Британские психологи Веста Элотери (Vesta Eleuteri) и Мэтью Хэндерсон (Matthew Henderson) из Университета Сент-Эндрю с коллегами из Австрии и Швейцарии записали и проанализировали барабанный бой мужских особей шимпанзе из общины Вайбира в тропическом лесу Будонго в Уганде. Община сформировалась в 2011 году и насчитывает 120 особей, среди них как минимум 22 взрослых самца. Ученые в течение 45 дней наблюдали за особями разных возрастов и социального положения во время их передвижений, демонстраций внутри группы, отдыха и кормления. В итоге получилось более 200 часов барабанного боя. В статистический анализ включили 7 странствующих шимпанзе и 4 особи, которые передавали информацию внутри группы при помощи демонстративного поведения. Сначала психологи провели акустический анализ структуры сессий по нескольким признакам: количество ударов, продолжительность сессии, средняя продолжительность пауз между ударами, самая короткая и самая длинная пауза. Затем ученые исследовали каким образом удары синхронизируются с голосом. Выяснилось, что для создания индивидуального паттерна животные часто использовали разные интервалы между ударами, например сдвоеные удары. Уханье также имело структуру: экспозиция, развитие, кульминация, развязка. Голос по-разному соотносился с боем у разных особей. Некоторые самцы начинали бить в фазу кульминации, другие в то же время прекращали удары. Третьи начинали бой одновременно с фазой развития. Кроме того, ударные сессии странствующих особей имели индивидульные паттерны, а тех, кто передавал сообщения членам группы — нет. Таким образом можно сделать вывод, что шимпанзе способны выбирать проявлять ли свое отличное от других звучание или нет.

Что касается соотношения поведенческого контекста и частоты барабанного боя, то чем больше в группе особей, тем реже происходили ударные сессии. Чаще всего шимпазе устраивали барабанный бой в ситуациях демонстративного поведения внутри группы, реже — во время передвижений. Частота сессий не зависела от возраста, положения в иерархии, близости партнерши или более влиятельных самцов.

В результате акустического анализа ученые пришли к выводу, что шимпанзе обладают гибкостью, меняя звуковое поведение в зависимости от контекста. Исследование также подтверждает гипотезу, что барабанный бой на больших расстояниях может быть использован самцами для демонстрации своей идентичности членам общины в период, когда особи покидают одну группу и ищут другую.

В 2020 году мы писали об исследовании, в котором людей просили определить эмоциональное состояние шимпанзе по крикам. Оказалось, что распознать реакцию на неприятную ситуация людям проще, чем сигналы удовольствия.

Заметка исправлена. В первоначальной версии «уханье» мы называли «гудением».

Александра Вейсс