В тропических саваннах опаснее засуха, а во влажных субтропиках — ливни и наводнения
Американские исследователи обнаружили, что влияние экстремальных погодных явлений на заболеваемость детей до трех лет диарейными инфекциями в небогатых странах зависит от климатической зоны. В тропических саваннах она повышается при засухе, а во влажных субтропических регионах — наоборот, при ливнях и наводнениях. Также работа указала на мероприятия в области здравоохранения, которые могут влиять на эту взаимосвязь. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Глобальное изменение климата создает благоприятные условия для распространения различных инфекционных заболеваний, передающихся с водой и животными-переносчиками. Сопутcтвующие экстремальные погодные явления могут влиять на пути передачи — например, засухи увеличивают концентрации патогенов в окружающей среде, а наводнения способствуют контакту с загрязненной водой. Предотвратимые диарейные инфекции, заболеваемость которыми сильно зависит от климата, остаются одной из ведущих причин детской смертности — в 2016 году они унесли жизни почти 450 тысяч детей в возрасте до пяти лет. Большинство этих смертей произошло в странах с низкими и средними доходами, расположенных в Африке южнее Сахары и Южной Азии. При этом связь погодных катаклизмов с диарейными заболеваниями изучена недостаточно, в то время как ее понимание необходимо для разработки соответствующих стратегий здравоохранения.
Чтобы разобраться в этом, Анна Димитрова (Anna Dimitrova) с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Диего воспользовались данными по более чем 611 тысячам детей младше трех лет. Эта информация была получены в ходе регулярных опросов по демографии и здоровью (DHS), проведенных с 2000 по 2019 год в 51 стране с низким и средним уровнем доходов. Данные распределили по климатическим зонам согласно классификации Кёппена — Гейгера и сопоставили их с аномальными осадками (скудными или чрезмерными) за две, четыре и восемь недель до проведения опросов.
В целом симптомы диареи в течение двух недель, предшествовавших опросу, наблюдались у 17,7 процента детей. Наибольшие значения этого показателя наблюдались в зонах тропических саванн и субтропических высокогорий (18,5 и 18,3 процента соответственно), наименьшие — во влажных субтропиках (16,6 процента).
Многопараметрическое регрессионное моделирование выявило две выраженные закономерности. В тропических саваннах заболеваемость диареей у детей возрастала во время засухи, особенно в сухой сезон, а также (в меньшей степени) при переходе от сезона дождей к сухому и наоборот. Во влажных субтропиках рост заболеваемости наблюдался при ливнях и наводнениях, особенно в сухой сезон и при переходе от него к сезону дождей.
После этого исследователи с помощью критерия Вальда определили социальные факторы, модифицирующие выявленные закономерности. Для тропических саванн ими оказались очистка питьевой воды, безопасная утилизация фекалий, кормление ребенка в соответствии с рекомендациями ВОЗ/ЮНИСЕФ и вакцинация против ротавируса. Во влажных субтропиках на заболеваемость значимо влияли очистка питьевой воды и ее источник (трубопровод или какой-либо другой).
Как пишут авторы исследования, эти модифицирующие факторы могут помочь в разработке стратегий здравоохранения по борьбе с детскими диарейными заболеваниями в указанных климатических зонах стран с низким и средним уровнем доходов.
Проведенное ранее эмпирическое систематическое исследование показало, что глобальное изменение климата, связанное с выбросом парниковых газов, в той или иной степени повышает распространенность 58 процентов инфекционных заболеваний, а уменьшает — лишь 16 процентов. Оно же наряду с перенаселением, вырубкой лесов, интенсификацией сельского хозяйства и расширением дорожных сетей служит главным фактором масштабного распространения зоонозных инфекций по всему миру.
Новые лекарства не появлялись более 30 лет
Компания Cosmo Pharmaceuticals сообщила об успехе третьей фазы клинических испытаний антиандрогенного препарата класкотерона для местного применения при мужской андрогенной алопеции. Препарат увеличивал количество волос по сравнению с плацебо при сопоставимой переносимости.