Изменения ритмов ЭЭГ отражали изменения в восприятии
Китайские ученые показали, что на эмоциональный заряд негативных воспоминаний можно повлиять с помощью реактивации памяти во время медленной фазы сна. При этом сами воспоминания сохранятся. Исследование опубликовано в Current Biology.
Во сне происходит консолидация памяти — воспоминания переходят из кратковременной памяти в долговременную. Можно даже управлять этим процессом — такой способ называется целевой реактивацией памяти. Она работает так: сначала подопытные люди или животные учатся чему-то, при этом обучение сопровождает какой-то стимул — например, запах или звук. А потом во время сна участникам повторно предлагают эти стимулы. Это реактивирует воспоминания об обучении и помогает их закрепить. Так можно воздействовать на моторную, пространственную, лингвистическую и эмоциональную память.
Исследователи даже пробуют изменять воспоминания подобным образом. Например, авторы одного исследования сопровождали попытки участников забыть что-то звуковыми стимулами, а затем во время сна включали участникам эти звуки — чтобы запустить забывание. И это действительно помогло: некоторые эпизодические воспоминания забылись. Еще было бы здорово сделать так, чтобы неприятные воспоминания сменились на приятные. Сознательно работать с такими воспоминаниями непросто, и сталкиваться с ними лишний раз многим из нас не хочется.
Команда исследователей под руководством Сяо Цин Ху (Xiaoqing Hu) из Гонконгского университета показала, что негативные воспоминания можно немного облегчить с помощью реактивации памяти во сне. В исследовании участвовали 46 носителей китайского, но несколько человек выбыли по разным причинам, и в итоге авторам удалось проанализировать данные 31 участника.
Сначала участникам показали 36 пугающих и неприятных изображений и попросили оценить по шкале Ликерта их валентность — от 1 (крайне негативный) до 9 (крайне позитивный) и переживаемый аффект — от 1 (я невероятно спокоен) до 9 (я невероятно возбужден). Затем эти изображения ставили в пары с псевдословами, составленными из нейтральных слогов — участники видели на экране компьютера картинку, а затем слышали слово. Когда участники посмотрели все пары, исследователи проверили, насколько удалось закрепить ассоциацию: включили людям запись псевдослова и попросили выбрать одну картинку, которая ему соответствовала — из предложенных трех. Показы пар картинка-слово и тесты повторялись четыре раза.
Затем участникам включали отдельно псевдослова и просили быстро сориентироваться и ответить, негативное или нейтральное было то или иное псевдослово — и участники скорее оценивали их как негативные. В заключение участникам снова воспроизводили псевдослова, но теперь уже просили описать изображение, которое связано с каждым из них.
После этого участники около 23 часов легли спать. Как только наступала фаза медленного сна, исследователи через динамик над кроватью начинали зачитывать им наборы слов. Эти наборы представляли собой сочетание положительных или нейтральных стимулов (слов) с негативными воспоминаниями — псевдословами, которые запомнили участники. Псевдослова ученые разделили на три группы по 12 штук: первую группу сочетали с положительными словами, вторую — с нейтральными, третью — не сочетали ни с чем, а просто чередовали с псевдословами из других групп. Сперва звучало слово — положительное или нейтральное, а затем — псевдослово. И так исследователи проговаривали все 24 пары слов и псевдослов, а затем повторяли это трижды. Дальше следовал один блок псевдослов, чередующихся друг с другом — все 36, без положительных и нейтральных дополнений. Так повторялось 7 раз: 3 блока по 24 пары и один блок с 36 псевдословами — и все сначала. Либо эксперимент останавливали в 2 часа ночи, даже если не укладывались в отведенное время.
После пробуждения участников вновь просили оценить эмоциональную заряженность псевдослов и вспомнить картинки, которые были с ними сопряжены. Если во время сна люди слышали положительные слова перед псевдословами, то после пробуждения они реагировали на эти псевдослова менее негативно, чем до сна. Но при этом они могли вспомнить изображения, связанные с этими псевдословами — на сами воспоминания переобучение во время сна не повлияло. Нейтральные слова перед псевдословами не вызвали изменения аффективной реакции и не повлияли на воспоминания, как и воспроизведение псевдослов без дополнительных стимулов.
Во время сна исследователи также записывали электроэнцефалограммы мозга участников. Если участник входил в быструю фазу сна или просыпался, эксперимент прерывали. Положительные слова вызывали увеличение мощности тета-ритма — он активируется при выработке условных рефлексов. Кроме того, ранее было показано, что мощность тета-ритма во время медленного сна может указывать на процесс реактивации эмоциональных воспоминаний. И это было связано с изменением аффекта по пробуждении: чем сильнее тета-ритм в ответ на положительные слова отличался от тета-ритма в ответ на следующие за ними негативные псевдослова, тем менее негативным было восприятие этих псевдослов наутро. Также в ответ на положительные слова значительно увеличивалась мощность сигма-ритма — самого выраженного во время медленного сна, его еще называют сонные веретена. Все это, по словам ученых, открывает путь к новым возможностям для изменения нежелательных воспоминаний.
Раньше мы рассказывали, как с помощью музыки и целенаправленной реактивации памяти ученые смогли снизить количество ночных кошмаров. В том исследовании участники перед сном представляли себе благоприятное развитие сюжета кошмара и слушали короткий фортепианный аккорд — этот же аккорд воспроизводился во время уже теперь быстрой фразы сна.
Такая реакция возникала у юношей с середины полового созревания и была связана с консервативностью родительских взглядов
Американские психологи провели небольшой онлайн-эксперимент с мальчиками-подростками из США, предложив им пройти опросы для девочек и для мальчиков, результаты которых поставили под сомнение их гендерную идентичность. После опросов подросткам предложили дописать части слов до целых — и оказалось, что мальчики, уже вошедшие в пубертат, агрессивно отреагировали на угрозу их гендерной идентичности: получившиеся слова чаще были агрессивными, чем нейтральными. Эта реакция была связана с возрастом испытуемых и со взглядами родителей: более агрессивно реагировали мальчики, чье половое созревание было в разгаре или подходило к концу, и чьи родители придерживались более консервативных взглядов. Результаты опубликованы в Developmental Science.