Терапия по снижению числа ночных кошмаров оказалась более эффективна при использовании звуков
Воспроизведение звука во время сна снижает не только число ночных кошмаров у тех, кто страдает данным расстройством, но и увеличивает число более приятных сновидений. Швейцарские исследователи на 36 испытуемых проверили улучшенную с помощью звука процедуру образно-репетиционной терапии, которая позволяет «переписать» плохой сценарий сна на позитивный. Результаты опубликованы в Current Biology.
Во время кошмаров мы переживаем сильные негативные эмоции, такие как гнев, страх, печаль. При этом они могут возникать самостоятельно или быть связаны с другими психическими расстройствами, например, ПТСР. И если для последних характерно постоянное переживание травматической ситуации во сне, то идиопатические кошмары могут иметь различные темы и сценарии. Когда кошмары снятся часто (более одного раза в неделю), это провоцирует дистресс и влияет на различные сферы нашей жизни, перерастая в расстройство сна. В среднем частыми кошмарами по данным разных исследований страдают около четырех процентов взрослого населения. При отсутствии лечения расстройство, связанное с кошмарами, может сохранятся десятилетия.
Кошмары возникают у нас во время фазы быстрого сна (REM). Хотя существует несколько практик борьбы с ночными кошмарами, включая медикаментозные и поведенческую терапию, убедительные доказательства эффективности показала только образно-репетиционная терапия (IRT). Пациент вспоминает кошмар, меняет негативный сюжет сна на более позитивный финал и в течение дня повторяет переписанный сценарий сновидения, что в конечном итоге позволяет уменьшить количество ночных кошмаров. Однако этот метод имеет свои ограничения — примерно 30 процентов пациентов не реагируют на такое лечение. Поэтому нужны новые решения для улучшения терапевтического эффекта.
Швейцарские ученые под руководством Лампроса Перогамвроса (Lampros Perogamvros) из Женевского университета решили дополнить протокол IRT целенаправленной реактивацией памяти (TMR) и посмотреть, ускорит ли это терапию ночных кошмаров. Целенаправленная реактивация памяти предполагает использование сигналов во время сна для манипулирования обработкой памяти. Обычно этот метод используют во время обучения днем, в процессе которого включают сигнал, а затем его воспроизводят во время сна. TMR позволяет усилить консолидацию памяти (переход информации из кратковременной памяти в долговременную) и улучшает память на 35 процентов по сравнению с бодрствованием. При этом об использовании TMR в фазе быстрого сна известно не так много, хотя некоторые исследования также показали улучшение памяти при использовании TMR в REM-фазе. В данном исследовании психиатры изучали, уменьшает ли воспроизведение в фазе быстрого сна звука, связанного с положительным сценарием ночного кошмара, частоту плохих снов.
36 пациентов с кошмарами подверглись сеансам IRT, где они должны были в течение 5 минут представлять позитивный исход их сна. При этом половина из участников во время воображения нового сценария кошмара слышала в наушниках звук (фортепианный аккорд C69 длительностью одна секунда), который повторялся каждые 10 секунд. Другая половина во время воображения сценария звук не слышала — они стали контрольной группой. Далее в течение двух недель во время сна все участники носили на голове специальное ЭЭГ-устройство, которое во время REM-фазы воспроизводило звук также через каждые 10 секунд. Носимые ЭЭГ-устройства позволили проводить измерения сна участников дома. Все это время исследуемые продолжали проводить сеансы IRT и вели дневники сновидений. Оценка результатов проводилась в конце второй недели и через три месяца после эксперимента.
Парный t-критерий показал, что в группе TMR было значительно меньше ночных кошмаров в неделю, чем в контрольной группе сразу после вмешательства (p = 0,021, t(77,1) = −2,34, d Коэна = 0,79) и через 3 месяца наблюдения (p = 0,007, t(86,3) = −2,76, d Коэна = 1,03). Результаты показали, что, хотя в обеих группах отмечалось снижение частоты ночных кошмаров через две недели и три месяца после вмешательства по сравнению с началом исследования, сильнее всего оно было выражено у экспериментальной группы с TMR. Среднее число кошмаров в контрольной группе снизилось с 2,94 до 1,02 ночных кошмаров в неделю после 14 дней эксперимента, а затем немного увеличилась до 1,48 кошмаров в неделю через три месяца. В группе, в которой во время IRT проигрывали звук, среднее количество кошмаров в неделю упало с 2,58 до 0,19 сразу после завершения эксперимента, а затем незначительно повысилось до 0,33 при замере через три месяца. Кроме того, в экспериментальной группе отметили рост радости во сне после экспериментов. Таким образом, использование звуков может вызывать положительные эмоции во сне и позволяет позитивным снам вытеснять кошмары как наиболее распространенный тип сновидений.
Исследователи отмечают ряд ограничений, в том числе и то, что в эксперименте все участники подвергались IRT, а это означает, что на результаты могли повлиять положительные ожидания исследуемых. Тем не менее, исследование показывает, что даже двухнедельное терапевтическое воздействие способно приводить к ремиссии ночных кошмаров и давать долгосрочные результаты, сохраняя эффект от лечения даже через три месяца. Ученые продолжают вести борьбу с расстройствами сна и кошмарами, в том числе медикаментозную. Например, в прошлом году японские медики установили, что препарат для терапии болезни Паркинсона помогает от кошмаров и флешбэков при ПТСР. 88 процентов пациентов смогли избавиться от ночных кошмаров, а 79 процентов — от тревожных флешбэков.
В пилотных клинических испытаниях
Энтони Бэк (Anthony Back) из Вашингтонского университета с коллегами из Великобритании, Канады и США провел рандомизированные клинические испытания и выяснил, что психотерапия с псилоцибином эффективно уменьшает симптомы депрессии у медработников, работавших на первой линии во время пандемии ковида. С февраля по декабрь 2022 года в работе приняли участие 30 врачей, фельдшеров и медсестер (средний возраст 38 лет, поровну мужчин и женщин), которые более месяца оказывали непосредственную помощь поступающим пациентам с ковидом, не страдали психическими расстройствами в анамнезе, но имели умеренные или тяжелые симптомы депрессии при включении. Их разделили на две равных группы, которым перед сеансом психотерапии назначали либо 25 миллиграмм псилоцибина, либо 100 миллиграмм никотиновой кислоты в качестве активного плацебо. Перед этим все проходили два подготовительных сеанса, после — три закрепительных. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.