TESS нашел горячий юпитер у быстровращающегося карлика

Он обладает массой 2,8 массы Юпитера

Астрономы при помощи космического телескопа TESS и наземных телескопов обнаружили новый горячий юпитер у быстровращающегося желто-белого карлика HD 115447. Его свойства говорят о том, что экзопланета родилась вдали от звезды, а затем медленно двигалась сквозь протопланетный диск к текущей орбите. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Горячие юпитеры были первыми экзопланетами, обнаруженными вокруг звезд главной последовательности. Это газовые гиганты, обращающиеся вокруг своих звезд с периодом всего в несколько дней, которые подвергаются сильному воздействию излучения звезды. Их удобно обнаруживать как методом радиальных скоростей, так и транзитным методом. Происхождение горячих юпитеров до сих пор остается предметом споров в астрофизике, так как на текущих орбитах они образоваться не могли. Возможно они формируются за пределами снеговой линии в протопланетном диске, а затем мигрируют на близкие к звезде орбиты, причем механизмы миграции могут быть различными.

Группа астрономов во главе с Джейком Кларком (Jake T. Clark) из Университета Южного Квинсленда сообщила об обнаружении нового представителя горячих юпитеров TOI-778b. Первоначально кандидат в экзопланету был найден транзитным методом космическим телескопом TESS, затем открытие было подтверждено транзитным методом и методом радиальных скоростей при помощи ряда наземных телескопов.

Родительская звезда HD 115447 относится к спектральному типу F3 и находится на расстоянии 528 световых лет от Солнца. Ее масса составляет 1,4 масс Солнца, радиус — 1,7 радиусов Солнца, а возраст — около 1,95 миллиардов лет. Звезда классифицируется как быстрый ротатор — скорость ее вращения вокруг собственной оси составляет 35,1 километров в секунду.

TOI-778b обладает радиусом 1,37 радиусов Юпитера, массой 2,8 масс Юпитера и выглядит более раздутым по сравнению с другими горячими юпитерами аналогичной массы. Орбитальный период планеты составляет 4,63 дней, а эффективная температура — в 1561 кельвинов.

Наклонение орбиты экзопланеты к экваториальной плоскости звезды составляет 18 градусов, что согласуется с выровненной планетной системой. Предполагается, что TOI-778b медленно мигрировал на текущую орбиту, двигаясь сквозь протопланетный диск, а не использовал более хаотичные способы.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп TESS отыскал падающий на звезду ультрагорячий юпитер.

Столкновение Марса с кометоподобным телом помогло объяснить свойства его спутников