На Алтае обнаружили раннесредневековые наскальные изображения всадников со знаменами

Новый памятник получил название Сетерлю-1

На Алтае обнаружили ранее неизвестный памятник с наскальными изображениями, получивший название Сетерлю-1. На четырех плоскостях содержатся многочисленные антропоморфные и зооморфные изображения, созданные в раннем Средневековье. Археолог Айдын Урбушев выделил среди них редкие изображения всадников со знаменами, а также сцену ритуального обряда. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.

На Алтае находится большое количество разновременных памятников наскального искусства, значительный пласт которого относится к эпохе раннего Средневековья. Еще в XIX веке ученые обращали внимание на «писаные скалы», однако систематическое исследование и активный ввод в научный оборот этих памятников начался гораздо позже. Не в последнюю очередь это связано с труднодоступностью памятников и особенностями самих петроглифов, многие из которых едва видны.

Большое распространение в раннесредневековом наскальном искусстве Алтая получили сцены охоты. По мнению некоторых исследователей, они связаны с мифологическими сюжетами и престижными видами охоты, в которых людей представляли не только в виде бесстрашных воинов, но и умелых охотников. Так, на скалах можно встретить как пеших охотников, так и всадников, большинство из которых изображены с луками и стрелами, реже — с копьями или ловчими птицами. Ученые отмечают, что обычно это динамичные сцены, в которых люди добывают копытных животных, например, оленей и косуль, архаров и горных козлов, кабанов, а также хищных зверей (волков или медведей) или птиц.

В Онгудайском районе Республики Алтай находится природный парк «Уч-Энмек», на территории которого находятся многочисленные археологические объекты. Среди них — Бичикту-Боом, который представляет собой один из крупнейших памятников тюркского времени. В ходе обследования этой горы исследователи обнаружили около 900 плит с изображениями. Всего в нескольких километрах от него, в Каракольской долине, находится еще одна священная гора — Кара-Туу (Сетерлю), на которой сегодня зафиксировано около 160 различных изображений. При этом исследовательские работы в этом районе позволяют открывать все новые произведения древнего и средневекового искусства.

Айдын Урбушев (Aidyn Urbushev) из Музея археологии Республики Татарстан представил результаты исследования ранее неизвестного памятника наскального искусства, получившего название Сетерлю-1. Он располагается по другую сторону небольшой реки Каракол от уже известного святилища Кара-Туу (Сетерлю). Гравированные изображения на памятнике Сетерлю-1 обнаружил алтайский краевед и художник Борис Киндиков, который сообщил об этом археологам.

Наскальные изображения Сетерлю-1 зафиксированы на четырех плоскостях, расположенных на склоне отрога Теректинского хребта. На первой плоскости выгравированы изображения двух скачущих всадников. Они изображены в шлемах и с копьями со знаменами. Кроме того, рядом с этой сценой находится изображение животного, возможно, оленя. По соседству располагается плоскость два, на которой выгравировано большое количество антропоморфных и зооморфных фигур. Среди них оказались три всадника на лошадях, два из которых держат копья со знаменами, а один — лук. Еще один лучник изображен пешим и целящимся в крупного оленя с большими рогами.

На третьей плоскости выгравированы фигуры двух людей с длинными волосами и одетыми в кафтаны. В руках у обоих человек изображены сосуды, а недалеко от них — фигуры лошадей, одна из которых незакончена. По мнению Урбушева, вероятно, это сцена представляет собой некий ритуал, в рамках которого изображенные люди совершают подношения. На четвертой плоскости выгравирована незавершенная зооморфная фигура, а также один человек с подогнутыми ногами и вытянутой рукой, в которой находится некий предмет (возможно, сосуд).

По данным исследователя, все обнаруженные наскальные изображения относятся к эпохе раннего Средневековья, а их стилистические особенности характерны для древнетюркского времени. Отдельное внимание он уделил фигурам всадников со знаменами, поскольку такие изображения на Алтае встречаются крайне редко. Возможно, такие знамена указывают на принадлежность изображенных людей к определенному этнополитическому объединению или на их социальный статус.

Ранее на N + 1 рассказывали о древних петроглифах, обнаруженных в других регионах. Так, на Енисее археологи нашли два наскальных изображения рожениц, а в Монголии обнаружили сцену загонной охоты на медведей и козлов.

Найден самый крупный петроглиф на Алтае