Археологи обнаружили в Северо-Западной Монголии крупное скопление петроглифов. Среди них выделяется сцена загонной охоты четырех людей с собаками на трех медведей и двух козлов. По всей видимости, наскальные изображения относятся к бронзовому веку. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
В Северо-Западной Монголии находится большое количество памятников с наскальными изображениями. Российские археологи регулярно участвуют в разведках, направленных на выявление новых петроглифов. Так, в 2019 году участники российско-монгольской экспедиции обследовали долину реки Хара-Джамат Гол, где обнаружили скальные выходы и сланцевые останцы с большим количеством изображений, относящихся к бронзовому и раннему железному веку. Самое крупное скопление петроглифов археологи зафиксировали на памятнике Саби-Салаа, который находится у ручья Джум-Салаа. Ученые отметили, что в этом местонахождении преобладают изображения животных — быков, лошадей, горных козлов, собак, волков и барсов. Кроме того, встречаются антропоморфные фигуры охотников и воинов, а также изображения колесниц.
Одна из примечательных находок, обнаруженных на этом памятнике, это две фигуры быков, которые были изображены на поверхности валуна. По мнению археологов, по своему стилю и технике они отличаются от других животных памятника Саби-Салаа и, вероятно, представляют собой самые древние наскальные рисунки, найденные в долине реки Хара-Джамат Гол. Возможно, они относятся к так называемому калгутинскому стилю, который характерен для архаичных памятников Российского и Монгольского Алтая
Российские ученые из Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Вячеслава Молодина (Vyacheslav Molodin) совместно с сотрудниками Института археологии Монгольской академии наук описали петроглифы, найденные в ходе полевых исследований в долине реки Хара-Джамат Гол рядом с местом впадения в нее ручья Джун-Салаа. Исследователи предположили, что в этой местности еще с бронзового века находился зимник древних скотоводов, поэтому большинство изображений, вероятно, относится именно к этому времени.
Археологи выделили композицию, которая изображает загонную охоту на медведя. Четыре охотника окружили животных, которых свора собак гонит в одну сторону. Исследователи отметили, что все эти животные изображены в динамике. Так, один из медведей с оскаленной пастью, пораженный в холку стрелой из лука, показан убегающим от трех собак. На поясе одного из охотников археологи заметили предмет, который может представлять собой булаву или хвост — распространенный элемент антропоморфных изображений бронзового века.
Все три медведя были изображены друг над другом. Самый хорошо проработанный рисунок находится в верхней части композиции. Под ним располагается наиболее крупное изображение медведя, за которым гонится большая собака. За ней изображен второй охотник, который также показан с булавой или хвостом на поясе, а также неким предметом за плечами и половым членом между ног.
Третий медведь — самый маленький. Под ним изображена еще одна крупная собака. Лицом к лицу это дикое животное встречает лучник, на голове которого находится плюмаж. Рядом с туловищем охотника, возможно, изображен колчан. Кроме того, в нижней части композиции находятся два рисунка горных козлов, которые изображены статично, а также фигуры собаки и человека. По мнению археологов, всю эту композицию можно трактовать как единую сцену охоты на копытных и медведей.
Ученые считают, что вся композиция была выполнена одним человеком. Они отметили, что в Алтайских горах изображения медведей встречаются достаточно редко. Ближайшая аналогия находится в местонахождении Шивээт-Хайрхана, где археологи обнаружили сцену охоты на двух медведей и медвежат. Однако чаще всего такие сюжеты встречаются в Северной Европе, например, в Фенноскандии.
Петроглифы нередко находят в разных уголках планеты. Так, на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили на Чукотке наскальное изображение северного оленя, а в Португалии нашли фигуры быков и других животных.
Михаил Подрезов
Болезнь поразила мужчину, жившего около 3600 лет назад
Франк Майкснер (Frank Maixner) из исследовательского центра Eurac Research совместно с коллегами проанализировал образцы, извлеченные из древнеегипетской мумии взрослого мужчины, которая хранится в Египетском музее Турина. Ученые обнаружили в тканях этого человека ДНК чумной палочки (Yersinia pestis), которая говорит о том, что чума поражала жителей Египта около 1686–1449 годов до нашей эры, то есть во времена Второго переходного периода или Нового царства. По данным исследователей, это древнейший случай чумной инфекции, выявленный за пределами Евразии. Результаты проделанной работы ученые озвучили во время доклада на Европейской конференции ассоциации палеопатологов, которая в этом году проходила в Лейдене.