Исследователи изучили ткани мозга выбросившихся на берег дельфинов
У найденных на побережье Шотландии китообразных исследователи обнаружили биомаркеры болезни Альцгеймера. В мозгах трех особей — обыкновенной гринды, беломордого дельфина и афалины — одновременно были агрегаты гиперфосфорилированного тау-белка и бета-амилоидные бляшки. Об этом авторы написали в European Journal of Neuroscience.
Болезнь Альцгеймера — основная причина деменции. У больных ухудшается память, когнитивные и коммуникативные способности и в конце концов они не могут заниматься простейшими бытовыми делами. Достоверно установить причины развития заболевания до сих пор не удается, однако известны его характерные нейронные признаки — накопление в мозге бета-амилоидных бляшек и гиперфосфорилированного тау-белка.
Считается, что болезнью Альцгеймера страдают только люди. Можно искусственно индуцировать подобную патологию у лабораторных животных, однако это не будет в точности повторять развитие болезни у человека. Тем не менее, некоторые схожие патологические изменения обнаруживают и в мозге других животных. Так, бета-амилоиды и нейрофибриллярные клубки из тау-белка уже находили в мозге умерших в пожилом возрасте шимпанзе. В мозге дельфинов-афалин, которых нашли мертвыми у берегов Флориды и Массачусетса, тоже были бета-амилоиды.
Одна из причин, по которой у некоторых китообразных может развиваться похожая на болезнь Альцгеймера патология, — долгий срок жизни: дельфины, например, живут в среднем 20–30 лет. У них, как и у людей, есть менопауза, и после утраты репродуктивной способности они могут прожить еще долгое время (большинство других животных так не может). Однако кроме преимуществ долголетие приносит с собой повышенный риск различных заболеваний — в том числе и деменции. Также многие китообразные ухаживают за своими больными собратьями — и те живут еще дольше, из-за чего болезнь может прогрессировать.
Ученые из Университета Глазго под руководством Марка Даглиша (Mark Dagleish) изучили мозг восемнадцати представителей пяти различных видов зубатых китов, которых нашли мертвыми у берегов Шотландии — двух серых дельфинов (Grampus griseus), пяти обыкновенных гринд (Globicephala melas) пяти беломордых дельфинов (Lagenorhynchus albirostris), пяти морских свиней (Phocoena phocoena) и одной афалины (Tursiops truncatus). Образцы мозга ученые взяли из Шотландского биобанка, в котором хранятся ткани найденных на побережье китообразных, ластоногих и морских черепах. Исследователи выбирали образцы, ориентируясь на признаки старения: изношенность зубов, преобладание белого вещества мозга над серым, предполагаемый возраст.
С помощью иммуногистохимии ученые обнаружили в мозгу всех особей бета-амилоидные бляшки. У трех дельфинов разных видов — афалины, беломордого дельфина и обыкновенной гринды — были и бета-амилоидные бляшки вокруг нейронов, и агрегаты гиперфосфорилированного тау-белка внутри нейронов. Еще у одной особи обыкновенной гринды были агрегаты тау-белка, но амилоидных бляшек не было.
Одновременное накопление бета-амилоида и тау-белка в мозге китообразных говорит о том, что у этих трех видов спонтанно развивается нейропатология, подобная болезни Альцгеймера. Неизвестно, проявляются ли у них когнитивные нарушения, характерные для заболевания, и как вообще патология влияет на их здоровье — все это еще предстоит выяснить. Однако авторы предполагают, что эта нейропатология может объяснять тот факт, что группы здоровых дельфинов иногда заплывают на мелководье или выбрасываются на берег — животные могут следовать за своим больным лидером.
Также исследователи отмечают, что зубатые киты могут быть хорошей моделью для изучения болезни Альцгеймера, поскольку у нечеловеческих приматов и других животных это заболевание спонтанно не развивается. По мнению ученых, в будущем стоит изучить больше разных видов, особей и возрастных групп зубатых китов, в том числе тех, которые живут в неволе.
А пока действенной терапии болезни Альцгеймера нет, исследователи предлагают разные экспериментальные способы лечения — например, виагру.