Это удалось сделать благодаря раскопкам Усть-Тартасского могильника
Сибирские археологи раскопали элитный курган Усть-Тартасского могильника, относящийся к саргатской культуре раннего железного века. Под насыпью им удалось обнаружить пять неграбленных захоронений V–III веков до нашей эры. Помимо остатков головных уборов, вместе с костяками исследователи обнаружили ценные артефакты: бронзовые и золотые изделия, а также костяную фигурку в виде кабана. Об этом рассказал академик Вячеслав Молодин на конференции, посвященной археологическим итогам года.
В Венгеровском районе Новосибирской области, в районе впадения реки Тартас в Омь, находится Усть-Тартасский курганный могильник — один из крупнейших археологических памятников на Западно-Сибирской равнине. Впервые в поле зрения исследователей этот погребальный комплекс попал еще в XIX веке, когда он насчитывал более сотни насыпей. Однако впоследствии существенная часть неизученных курганов была разрушена в результате сельскохозяйственных работ и строительства автомобильной дороги. Современные исследования показали, что это разновременной комплекс памятников, включающий грунтовый могильник эпохи неолита — ранней и развитой бронзы, а также курганный могильник VII века до нашей эры — IX века нашей эры, то есть эпохи раннего железа — Средневековья.
Первые раскопки курганного могильника проходили еще в 1895–1896 годах, когда здесь изучили 13 насыпей. Все они оказались разграбленными, а находки (помимо останков людей) в основном были представлены фрагментами сосудов и глиняными пряслицами. Реже встречались более ценные вещи, например, мелкие золотые бляшки, фрагменты бронзовых или железных изделий. Большую часть погребений археологи отнесли к саргатской культуре, меньшую — к тюркскому времени. Хотя затем ученые возвращались к исследованию этого погребального комплекса, масштабных раскопок здесь не проводилось. Например, в 1982 году археологи ограничились двумя курганами, которые оказались многократно разграбленными.
Академик Вячеслав Молодин (Vyacheslav Molodin) из Института археологии и этнографии СО РАН на пресс-конференции, посвященной итогам работы сибирских археологов в этом году, сообщил о результатах новых раскопок Усть-Тартасского могильника. Еще в августе он рассказывал, что на этом элитном курганном могильнике под руководством Людмилы Мыльниковой (Ludmila Mylnikova) из той же научной организации проходили исследования одной из крупных насыпей — кургана № 51. Уже в насыпи, разбор которой шел вручную, археологи обнаружили восемь захоронений с сопроводительным инвентарем. Артефакты позволили с уверенностью отнести их к саргатской культуре и датировать V–III веками до нашей эры.
Затем ученые приступили к исследованию пространства, обнесенного рвом, в заполнении которого, в частности, находилась рыбья чешуя. Сегодня Молодин сообщил, что здесь им удалось обнаружить пять непотревоженных захоронений — редкая и большая удача для ученых. Коллекция находок пополнилась яркими артефактами, среди которых оказались сосуды, изделия из бронзы и золота. Археолог отметил, что из женских захоронений до наших дней сохранились остатки головных уборов. Коллекция артефактов включает шейную гривну, бронзовое зеркало и небольшую костяную скульптурку в виде кабана. Хотя назначение последней остается не совсем понятным, похожие фигурки, изготовленные из золота, раньше встречались в скифских захоронениях на западе.
Ранее в этом году на N + 1 уже рассказывали об исследованиях сибирских памятников раннего железного века. Так, в Хакасии при раскопках поселения таштыкской культуры археологи обнаружили костяную плакетку, на которой выгравировано изображение охотничьих сцен. На Алтае же исследователи извлекли погребальный сруб вождя из знаменитого пятого Пазырыкского кургана.
Археологи обнаружили в Новосибирской области яму-хранилище глубиной 240 сантиметров, которую использовали древние жители Барабинской лесостепи для заготовки и квашения рыбы. Этот объект нашли на памятнике Тартас-1, который относится к VII тысячелетию до нашей эры, то есть к эпохе раннего неолита. В заполнении ямы находились остатки рыбьих костей и чешуи, а также несколько костяных и каменных орудий. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.