Находки датируются второй половиной XV века
Российская исследовательница Олеся Фатюнина изучила остатки кожаных изделий, найденные на территории Кремля Переяславля-Рязанского в слое второй половины XV века. Среди них оказались три фрагмента выделанной кожи осетровых рыб — возможно, шипа или стерляди. Ранее на средневековых памятниках Руси вещей из этого материала не находили. Исследование опубликовано в Кратких сообщениях Института археологии.
С 2016 года участники Переяславль-Рязанской археологической экспедиции под руководством Владимира Завьялова (Vladimir Zav’yalov) из Института археологии РАН ведут исследования в современной Рязани на Введенском раскопе. Его заложили в юго-восточной части Кремля Переяславля-Рязанского, где, по данным письменных источников, в XVI веке находилась торгово-жилая зона. За эти годы археологи успели вскрыть деревянную мостовую длиной около 15 метров и шириной примерно пять метров, а также обнаружить остатки нескольких сооружений.
Коллекция отдельных находок из Введенского раскопа не отличается большим разнообразием. В основном представлены бытовые предметы (ножи, фрагменты замков, пряслица и подковы), рядовые украшения, фрагменты керамики. Однако некоторые артефакты заслуживают отдельного упоминания. Например, в прошлом году археологи обнаружили здесь первую на территории современной Рязани берестяную грамоту (о берестяных грамотах нынешнего года можно прочитать в материале «ѿсьлицѣ к ываноу»). Среди других находок выделяются фрагменты украшенных голландских штофов, каменное рыболовное грузило с двумя буквами алфавита, фрагмент изразца с изображением птицы Сирин, черепки с фрагментами надписей-пожеланий, глиняные игрушки и обработанные кости животных. Последние могут свидетельствовать о том, что на территории раскопа в XVI–XVII веках могла находиться косторезная мастерская. Кроме того, возможно, здесь же располагалась мастерская сапожника.
Олеся Фатюнина (Olesya Fatyunina) из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника исследовала остатки кожаных изделий, найденные на Введенском раскопе в культурном слое второй половины XV века. Среди примерно 25 тысяч находок она обратила свое внимание три фрагмента с необычным рисунком на поверхности (мереей), которые затем более внимательно изучила с помощью микроскопа. Самый большой из этих фрагментов изделий достигал размера 95×37 миллиметров, однако он распался на три части.
Фатюнина решила выяснить, какому животному принадлежала эта выделанная кожа, поэтому она обратилась за консультацией к таксидермисту Юрию Старикову (Yuri Starikov) из Зоологического музея РАН. Он определил, что, судя по характерному пупырчатому рисунку, это кожа рыб семейства осетровых (Acipenseridae): шипа (Acipenser nudiventris) или стерляди (Acipenser ruthenus).
По данным исследовательницы, изделий из рыбьей кожи на средневековых памятниках Руси раньше не находили (или их еще не опубликовали), редки они и в мире. Однако по более поздним письменным источникам, археологическим данным и этнографическим свидетельствам известно, что этот материал использовали для изготовления одежды, мешков и прочих вещей, например, на Севере России, Амуре и в Сибири. Однозначно ответить на вопрос, что первоначально представляли собой новые находки, нельзя. По мнению Фатюниной, это могла быть обивка деревянного изделия, например, футляра, сундучка или предмета искусства. Другой вариант — это использование рыбьей кожи для изготовления книжного переплета.
Ранее на N + 1 уже рассказывали об одном изделии из рыбьей кожи. Из этого материала была изготовлена обмотка лука, найденного в Тыве больше 30 лет назад в погребении скифской девочки-воина. По всей видимости, древние жители Сибири в конце VII — начале VI века до нашей эры использовали для этих целей кожу налима.