NIF добился превышения термоядерной мощности над мощностью нагрева мишени лазерами

Установка вышла на уровень научной безубыточности

Физики, работающие на установке лазерного термоядерного синтеза NIF, смогли достичь превышения уровня выходной мощности за счет реакций термоядерного синтеза над уровнем затраченной мощности лазерных пучков, идущих на нагрев мишени. Однако это не означает, что установка пригодна в качестве термоядерного реактора, а лишь подчеркивает необходимость дальнейших экспериментов. Статья опубликована в журнале Science.

Обновлено: в феврале 2024 года в журнале Physical Review Letters вышла научная работа с описанием эксперимента. Подробнее о том, что именно сделали физики и что это даст науке мы писали в материале «Зажгли».

NIF (National Ignition Facility) — самая крупная и мощная установка в мире для экспериментов в области инерциального термоядерного синтеза. Удержание разогретой до термоядерных температур плазмы в установке ведется за счет сил инерции, а не за счет магнитных полей, как в случае токамаков или стеллараторов. Чтобы нагреть небольшую сферическую мишень с дейтерий-тритиевым топливом, используется 192 лазерных луча, общей мощностью до 500 тераватт. Мишень помещена в цилиндрический хольраум, который поглощает излучение лазеров и переизлучает его в виде рентгена, более равномерно нагревая мишень. Поверхность мишени испаряется и возникает ударная волна, которая распространяется к центру мишени. В момент максимального сжатия и нагрева начинаются реакции термоядерного синтеза с образованием альфа-частиц, которые поддерживают температуру смеси. Однако в отличие от магнитных систем удержания весь процесс длится доли секунды, а не десятки или сотни секунд.

Эффективность работы термоядерного реактора можно описать параметром Q, который равен отношению тепловой мощности, генерируемой реактором, к затрачиваемой на поддержание его работы мощности. Q должен быть больше единицы, в частности для создаваемого экспериментального реактора на базе токамака ITER расчетное Q составляет 10. Для действующего экспериментального токамака JET это значение составляет 0,33-0,7 для разных экспериментов при времени горения разряда в несколько секунд.

В августе прошлого года NIF достиг рекордного Q, равного 0,7, при этом энерговыделение за счет реакций синтеза составило 1,3 мегаджоулей менее чем за 4 миллиардные доли секунды. В начале декабря этого года энерговыделение составило уже 3,15 мегаджоулей при затраченной мощности лазеров в 2,05 мегаджоулей.

Таким образом, на этот раз установка действительно достигла стадии научной безубыточности (scientific breakeven), однако до инженерной безубыточности еще очень далеко. Этой стадии NIF также достигал в 2014 году, однако тогда речь шла о мощности, поглощенной мишенью. Кроме того, стоит отметить, что NIF — исключительно экспериментальная установка, которая не является реактором.

Ранее мы рассказывали о том, как российские физики завершили монтаж камеры для новой установки инерциального термоядерного синтеза, которая должна быть мощнее NIF.

Физики зарегистрировали пять новых изотопов