Живая вакцина от малярии защитила добровольцев в разгар сезона

Она оказалась не на 100 процентов эффективна, зато безопасна

Вакцина PfSPZ на основе ослабленных плазмодиев от компании Sanaria прошла рандомизированное контролируемое испытание на 80 добровольцах из Буркина-Фасо. Это уже не первое испытание PfSPZ, но на этот раз ученые изменили дозу и количество инъекций — и 72 процента участников испытаний приобрели антитела к возбудителю малярии. А 64 процента продержались весь малярийный сезон, не заболев. Это в полтора раза больше, чем в контрольной группе. Результаты испытаний опубликованы в Science Translational Medicine.

Практически все существующие сегодня вакцины направлены против бактерий и вирусов. Создать вакцину против эукариот очень сложно, потому что они большие, а значит, иммунной системе непросто их уничтожить. Кроме того, у них часто бывает несколько стадий развития, каждую из которых нужно распознать отдельно.

К таким паразитам относится возбудитель малярии Plasmodium falciparum. С укусом комара в кровь человека он попадает в виде спорозоита, а затем, в клетках печени и эритроцитах, последовательно преобразуется в еще пять форм. Без вакцины справиться с малярийным плазмодием непросто — для этого потребовалось бы излечить или уничтожить каждого потенциально опасного комара.

Препарат PfSPZ от компании Sanaria — единственная живая вакцина от малярии. Она создана на основе целого плазмодия, а не только белков-антигенов. Чтобы ее получить, комаров облучают и извлекают ослабленных спорозоитов из их слюнных желез, а потом прививают человека. Подробно об этой вакцине мы рассказывали в тексте «Последний писк».

Первые же исследования показали, что вакцина безопасна и может формировать иммунитет к малярии. Но оставалось подобрать правильную дозу и количество прививок, чтобы получить наиболее стойкий иммунный ответ.

Группа исследователей под руководством Стивена Хоффмана (Stephen L. Hoffman) из Sanaria и Мэттью Лоренса (Matthew B. Laurens) из центра разработки вакцин Университета Мэриленда испытала PfSPZ на 80 добровольцах из числа жителей Балонгина, Буркина-Фасо. В предыдущем испытании на Мали препарат вводили 5 раз, на этот раз решили уложиться в три — зато дозы сделали в десять раз больше. Из побочных эффектов авторы испытания зафиксировали только головную боль: вакцинированные добровольцы в течение первой недели жаловались на нее чаще, чем участники контрольной группы (18 процентов против 2 процентов, p = 0,027).

Через две недели после получения последней дозы антитела появились в крови у 72 процентов вакцинированных. Они сохранялись все 18 месяцев наблюдений, хотя их количество постепенно снижалось. Правда, исследователи предполагают, что выработка антител к плазмодию — не единственный механизм защиты от малярии. Вероятно, клеточный иммунитет может сохраняться даже после исчезновения антител в крови, но это еще предстоит проверить.

Курс вакцинации ученые рассчитали так, чтобы успеть к началу малярийного сезона. В следующие 76 недель у участников испытаний регулярно забирали кровь и искали в мазках плазмодий. За 24 недели заразились 58 процентов из группы плацебо и 36 процентов в группе вакцинированных. А за весь период — 85 и 77 процентов соответственно.

Человек, переболевший малярией, не защищен от повторных инфекций в будущем. Также и вакцины способны дать лишь временный иммунитет. Эффективность PfSPZ равнялась 37,7 процента (p = 0,017) в первые шесть месяцев, но более чем в два раза — до 15,4 процента (p = 0,078) снизилась к 18 месяцам. Авторы исследования считают, что справиться этим можно с помощью ревакцинации: если грамотно продумать ее график, то можно защищать жителей эндемичных районов всю жизнь.

Несмотря на невысокую эффективность, ВОЗ одобрила широкое применение противомалярийной вакцины RTS,S среди африканских детей. А пока более эффективные вакцины продолжают разрабатываться, ученые смогли защитить от инфекции с помощью моноклональных антител.

Еще кое-что

Грибы вида Metarhizium pingshaense поражают малярийных комаров и совершенно не опасны для других животных и человека. Биологи вписали в геном этого гриба гены для яда пауков и скорпионов — и таким образом получили более смертоносный штамм. Возможно, генно-модифицированный гриб станет новым биологическим оружием против малярии, потому что к обычным инсектицидам многие комары уже устойчивы.

Текста о науке стало больше благодаря поддержке Альфа-Банка

Реклама: ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019.

ПЭТ/МРТ помогла избежать ненужных биопсий при диагностике рака простаты