Планетологи создали 3D-модель северной полярной шапки Марса

На основе радиолокационных данных зонда MRO

Планетологи создали новую подробную трехмерную модель внутренней структуры северной полярной шапки Марса на основе радиолокационных данных, собранных зондом Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) за 13 лет наблюдений. Статья опубликована в The Planetary Science Journal.

Северная полярная шапка Марса состоит из двух основных компонентов: базальных образований из смеси водяного льда, пыли и песка, и тонкослоистых отложений, которые на 95 процентов состоят из водяного льда. Поверхностный слой шапки содержит также замороженную углекислоту.

Исследования шапки при помощи орбитальных аппаратов важны для ученых с точки зрения понимания ее строения, так как считается, что все наблюдаемые на поверхности и внутри полярной шапки структуры отражают ход смены климатических циклов на Марсе в прошлом.

Группа планетологов во главе с Натаниэлем Путцигом (Nathaniel Putzig) из Планетологического института США представила новую подробную трехмерную модель внутренней структуры северной полярной шапки Марса по данным радиолокационных наблюдений инструмента SHARAD (Mars SHAllow RADar sounder), установленного на борту MRO. Модель строилась на основе 3399 двумерных радарограмм, полученных с декабря 2006 по сентябрь 2019 года. SHARAD способен различать элементы, размером до 15 метров, и проникать на глубину до 4 километров.

Итоговая модель состоит из трех срезов Северного плато шириной 1200 километров, — горизонтального и двух вертикальных. Они показывают структуру верхнего слоя толщиной два километра. Черный круг диаметром 300 километров показывает область, недоступную для радарного инструмента.

Внутри плато наблюдаются регионы с чередованием водяного льда и эоловых песчаных слоев, простирающихся в поперечном направлении на десятки и сотни километров, а также погребенный под отложениями каньон. Кроме того, было замечено, что спиральные впадины, наблюдаемые в шапке, перемещались с течением времени, предполагается, что это связано с процессами абляции и намораживания льда за счет ветров.

Ученые считают, что на подробное изучение полученной модели уйдет несколько лет и это позволит наложить серьезные ограничения на модели геологической и климатической истории Северного плато.

Ранее мы рассказывали о том, как природу подледных озер Марса, найденных при помощи радара, объяснили вулканическими отложениями и жидким рассолом.

Есть ли коровы на Марсе