Ученые нашли родственников SARS-CoV-2 в тканях летучих мышей

Два вируса были выделены в образцах тканей летучих мышей из провинции Юньнань, полученных с 2015 по 2019 год

Ученые из Австралии и Китая нашли родственников SARS-CoV и SARS-CoV-2 в образцах тканей летучих мышей, взятых в период с 2015 по 2019 годы. Описанные в препринте вирусы BtSY1 и BtSY2 обнаружены в образцах тканей летучих мышей, собранных в период с 2015 по 2019 годы в китайской провинции Юньнань.

Происхождение SARS-CoV-2 занимает умы ученых с самого начала пандемии. Кто-то ищет следы его рукотворности, а кто-то пытается понять, как вирус мог появиться в природе сам по себе.

Например, такое может случиться, если вирусы встретятся в одном организме, в результате чего получится вирус с новыми характеристиками, в том числе способный передаваться другим видам.

В китайской провинции Юньнань обитает много видов летучих мышей, у которых нашли сразу несколько высокопатогенных вирусов, в том числе, родственников SARS-CoV и SARS-CoV-2. Однако долго время не было понятно, почему в популяциях летучих мышей так много вирусов и насколько часто в них распространены случаи коинфекции: одновременного заражения одной особи несколькими вирусами.

Для того чтобы это выяснить Ман Ши (Mang Shi) из Университет Чжуншань имени Сунь Ятсена вместе с коллегами изучили виром (вирусное сообщество) в образцах тканей летучих мышей из провинции Юнань. Всего в выборку попали 149 индивидов 6 родов и 15 видов, чьи образцы прямой кишки были собраны в период с 2015 до 2019 года.

Ученые искали вирусы, похожие на те, что могут заражать млекопитающих. Всего они нашли сорок один вирус, и каждая мышь была заражена более чем одним вирусом из подборки, а значит коинфекция среди летучих мышей -распространенное явление. Двенадцать вирусов из них обнаружили во всех исследованных летучих мышах, а четверо принадлежали к семейству Coronaviridae. Получается, эти вирусы могут перемещаться между видами.

Ученые выделили пять видов вирусов, наиболее похожих на патогены человека или домашнего скота. Трое из них принадлежали семейству Coronaviridae. Нуклеотидные последовательности двух выделенных коронавирусов, их назвали BtSY2 и BtSY1, более на 90% идентичны коронавирусам человека, а третий оказался похож на коронавирус свиней.

Ученые провели филогенетический анализ этих вирусов. Они сравнивали, насколько гены разных белков похожи на эти гены у SARS-CoV и SARS-CoV-2. BtSY1 больше похож на SARS-CoV, а вот BtSY2, по-видимому, является рекомбинантом между линиями SARS-CoV и SARS-CoV2, так как среди его генов нашли похожие на оба вируса. С вирусами его объединяет и способность связываться с ангиотензин-превращающим ферментом 2 (ACE2) — молекулой, которую SARS-CoV2 использует, чтобы проникнуть в человеческую клетку (мы рассказывали о том, как ученые описали его структуру).

Кроме коронавирусов среди наиболее похожих на вирусы человека в тканях летучих мышей ученых также заинтересовали представители семейства Reoviridae, а именно, ротавирус А 1-го типа был наиболее тесно связан с ротавирусом А человека, вызывающим так называемый «кишечный грипп».

Авторы исследования считают, что полученные ими результаты доказывают возможность появления новых вирусов в естественных условиях, например, в популяциях летучих мышей, из-за распространенности коинфекции среди животных.

В исследовании новые коронавирусы летучих мышей сравнивают с ранним штаммом человеческого SARS-CoV-2 — Wuhan-Hu-1. После этой версии, люди познакомились и с «индийским» штаммом, и с «британским», и даже с «кентавром». Каждый раз симптомы, возникающие при заражении, менялись. Почему так получилось читайте в тексте «Их симптомы: почему мы болеем ковидом по-новому».

Хемогенетическая активация нейронов гипоталамуса повысила аппетит макак