В Теотиуакане обнаружили принесенную в жертву коату Жоффруа

Археологи считают, что обезьяна была дипломатическим даром от майя

Археологи нашли в Теотиуакане необычное жертвоприношение, совершенное около 250–300 годов нашей эры. Среди прочего в руки ученых попал целый скелет паукообразной обезьяны, похороненной со связанными за спиной руками. Исследование показало, что останки принадлежали молодой самке коаты Жоффруа, которую не меньше двух лет содержали в неволе. По данным ученых, в Теотиуакане она оказалась в качестве дипломатического дара от индейцев майя. Об сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Примерно в 50 километрах от города Мехико находятся руины Теотиукана — памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и крупнейшего культурного центра I тысячелетия нашей эры в Мексике. Поселения на этом месте существовали примерно с IV–III веков до нашей эры, однако бурный рост города начался около 100 года до нашей эры. Уже в I веке нашей эры Теотиуакан стал столицей мощного государства, которому подчинялась долина Мехико. В этом древнем центре построили крупные монументальные сооружения, некоторые из которых сохранились до наших дней. Среди них выделяются пирамиды Солнца, Луны и Пернатого Змея (Кецалькоатля), дворцовые и административные комплексы и «Дорога мертвых».

В период своего расцвета Теотиуакан контролировал значительную часть современной Мексики, а также взаимодействовал с центрами соседних цивилизаций. В самом городе проживали представители разных этносов, включая, например, сапотеков и майя. Свое влияние на другие регионы Теотиуакан распространял благодаря военной силе, торговле, взаимодействию с элитами и дипломатии. Похоже, гибель Теотиукана наступила в результате нашествия, произошедшего около 550 года (по другой версии — около 650 года).

Группа ученых из США, Франции и Японии под руководством Навы Сугиямы (Nawa Sugiyama) из Калифорнийского университета в Риверсайде во время раскопок на Площади Колонн (Plaza of the Columns) в Теотиуакане обнаружила в насыпи одной из пирамид свидетельства древнего жертвоприношения. Оно включало целый скелет паукообразной обезьяны (Atelidae), изящные статуэтки и украшения из зеленого камня (некоторые из них изготовлены из нефрита, добытого в долине Мотагуа), многочисленные артефакты из раковин моллюсков, а также лезвия, наконечники и другие предметы из обсидиана. Кроме того, рядом со скелетом обезьяны находились останки беркута (Aquila chrysaetos), череп пумы (Puma concolor), кости как минимум девяти настоящих гремучников (Crotalus) и нескольких небольших птиц.

Чтобы выяснить возраст находок, археологи получили две радиоуглеродные датировки, которые показали, что индейцы совершили жертвоприношения между 145 и 345 годами нашей эры. Учитывая типологию обнаруженной на этом месте керамики, ученые пришли к выводу, что этот период можно ограничить примерно 250–300 годами нашей эры. По их мнению, жертвоприношение совершили незадолго до крупного пиршества с участием иностранной элиты, свидетельства которого нашли неподалеку.

Исследование костей обезьяны показало, что ее похоронили со связанными за спиной руками. По мнению палеозоологов, это была молодая самка возрастом от пяти до восьми лет, относящаяся к виду коата Жоффруа (Ateles geoffroyi). Несмотря на молодой возраст, резцы и премоляры этой особи оказались сильно изношены. Анализ стабильных изотопов углерода и азота позволил сделать вывод, что на протяжении не менее двух лет обезьяна жила в неволе, где ее питание заметно отличалось от естественной среды. Видимо, основу ее рациона составляли кукуруза, плоды опунции и некоторые другие растения. Растительные остатки, извлеченные из зубов животного, также позволили выдвинуть гипотезу, что ее могли содержать в деревянной клетке. Анализ древней ДНК подтвердил выводы палеозоологов о видовой принадлежности обезьяны, а также о том, что она была самкой.

Исследователи пришли к выводу, что живую экзотическую обезьяну привезли в Теотиуакан индейцы майя в качестве дипломатического дара. Это древнейший известный в Америке случай содержания приматов в неволе, а также их перемещения между регионами. По всей видимости, подобные ранние контакты между культурами сопровождались крупномасштабными ритуалами. По мнению ученых, дипломатическое взаимодействие с элитой майя и некоторыми другими региональными силами могло быть одним из важных факторов возвышения Теотиуакана в Мезоамерике.

Ранее на N + 1 рассказывали, что индейцы майя, жившие в V–IX веках в долине Копан (современный Гондурас), создали целую сеть по торговле дикими животными. Так, в захоронениях элиты майя археологи нашли останки ягуаров, пум, оленей и крокодилов, которых привезли из разных мест и, возможно, использовали для ритуальных жертвоприношений.

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому