В их генофонде нашли много общего с самодийскими народами
Российские генетики исследовали ДНК чулымцев — малочисленного народа, проживающего в Томской области и Красноярском крае. По всей видимости, после миграции в бассейн реки Чулым тюркоязычные предки современной популяции находились в генетической изоляции от хакасов, с которыми они говорят на родственных языках. Придя на новые земли, они смешались с местными самодийскими народами (с кетами и, возможно, селькупами), а позднее — с европеоидным населением. На это, в частности, указывают обнаруженные у чулымцев Y-хромосомные гаплогруппы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Russian Journal of Genetics.
Чулымцы (также можно встретить названия чулымские тюрки, чулымские татары, томские карагасы и некоторые другие) представляют собой коренной малочисленный народ, который сегодня проживает в нескольких населенных пунктах Томской области и Красноярского края, расположенных в бассейне реки Чулым и ее притоков. По данным переписи 2010 года, всего насчитывалось 355 чулымцев, хотя еще в 2002 году их численность достигала 656 человек. Чулымско-тюркский язык — бесписьменный, относится к уйгуро-огузской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. Родственными языками выступают хакасский и шорский.
По данным исследователей, предки чулымцев начали переселяться из Южной Сибири в районы, где они проживают сегодня (до прихода русских их ареал был обширнее), в XIV–XV веках. Традиционное хозяйство этого народа основывалось на рыболовстве. Кроме того, они занимались охотой, собирательством, держали домашний скот и были знакомы с мотыжным земледелием. В их культуре ученые видят влияние хакасов-кызыльцев, самодийцев (селькупов и кетов), а также томских татар. По своему антропологическому типу, чулымцы сегодня ближе к селькупам, проживающим на Нижнем Чулыме, и томским татарам.
Лариса Валихова (Larisa Valikhova) из НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ РАН совместно с российскими коллегами исследовала структуру генофонда современных чулымцев, а также изучила их происхождение в контексте генетического разнообразия автохтонного населения Сибири. Для этого ученые взяли образцы крови у 107 чулымцев, проживающих в Тегульдетском районе Томской области (n = 56) и Тюхтетском округе Красноярского края (n = 51), а также привлекли данные по другим популяциям: хакасам-сагайцам, хакасам-качинцам, южным алтайцам, кетам, томским татарам, тувинцам и хантам.
Анализ главных компонент показал, что популяции чулымцев, кетов и томских татар более гетерогенны, чем хантов, хакасов, южных алтайцев и тувинцев. По данным исследователей, это связано с тем, что в течение последних поколений первые смешивались с другими группами, включая переселенцев, имевших восточноевропейское происхождение. На графике чулымцы оказались примерно равноудалены от кетов, хакасов и томских татар. При этом хакасы-сагайцы ближе к ним, нежели хакасы-качинцы.
Затем генетики смоделировали происхождение интересующих их популяций на уровне десяти предковых компонент. Оказалось, что основная доля генофонда чулымцев приходится на енисейскую компоненту (около 92 процентов). Она также очень велика у кетов (около 65 процентов), тувинцев (около 28 процентов), хакасов-качинцев (около 25 процентов), у южных алтайцев (около 16 процентов) и томских татар (около девяти процентов). По всей видимости, ассимиляция чулымцев происходила медленней, чем кетов, хотя и последние сохранили значительную часть енисейской компоненты, несмотря на поток генов от европейцев. При этом ученые отметили, что большая доля енисейских предков у чулымцев не противоречит тому, что они генетически близки к хакасам.
Исследование идентичности по происхождению (IBD) показало, что больше всего общих сегментов чулымцы разделяют с кетами (11 процентов), затем следуют хакасы-качинцы (десять процентов), тувинцы (девять процентов), ханты (восемь процентов) и хакасы-сагайцы (семь процентов). Кроме того, генетики более детально остановились на изучении Y-хромосом 50 чулымцев, 17 из которых оказались носителями гаплогрупп европейского происхождения. Остальные чулымские мужчины принадлежали к сибирским гаплогруппам: Q1b1a3b1a (n = 13) и N1a2b1b1 (n = 20), причем одна из линий в ранее изученных популяциях еще не встречалась.
По данным исследователей, гаплогруппа Q1b1a3b в генофондах современных популяций Южной и Западной Сибири служит индикатором енисейского происхождения. Возможно, среди чулымцев она распространилась не благодаря недавнему смешению с кетами или селькупами, а из-за того, что она присутствовала в тюркоязычной предковой группе, пришедшей на Чулым. Гаплогруппа N1a2b чаще всего встречается среди самодийцев, а также хакасов и тувинцев. Тем самым ученые заключили, что чулымцы (как хакасы-качинцы и хакасы-сагайцы) по отцовской линии генетически родственны народам, говорящим на самодийских языках. Видимо, после миграции тюркоязычного населения на Чулым оно находилось в генетической изоляции от родственных хакасских групп, а также смешивалось с коренным населением — кетами и, может быть, селькупами.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях народов, проживающих в разных уголках России. Так, генетики не нашли у современных кавказцев связанной с аланами предковой компоненты. Кроме того, они обнаружили, что геномы удмуртов и бесермян отличаются вкладом одной предковой компоненты, которую ученые назвали «удмуртской».
Древний историк писал, что их предки якобы пришли из Фракии
Генетики прочитали ядерную ДНК 57 армян, чтобы исследовать демографическую историю их популяции. Ученые отвергли гипотезу, основанную на сообщении Геродота о балканском происхождении предков этих людей. Напротив, они подтвердили прошлые наблюдения, что генетически близкие к современным армянам люди проживали в этом регионе еще в бронзовом веке. Об этом сообщается в статье, опубликованной в American Journal of Human Genetics.