Богатая белком пища приглянулась русским поселенцам из Сибири XVII-XVIII веков

Этим они отличаются от корейцев и японцев тех времен

Биоархеологи изучили диету людей, живших в XVI–XIX веках в Сибири, Корее и Японии. Оказалось, что в рационе русских поселенцев, похороненных на берегу Иртыша, присутствовали не только зерновые культуры, но и большое количество мяса и рыбы. Корейцы из государства Чосон питались в основном растениями с С4-фотосинтезом, а японцы периода Эдо — рисом, овощами и рыбой. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В современной археологии уделяется большое внимание питанию наших предшественников, поскольку это отражает разные стороны их жизни: культуру, природные ресурсы и тип хозяйства. Выяснить рацион давно умершего человека часто помогает анализ стабильных изотопов. Обычно ученых интересует содержание в тканях (зубах, костях или волосах) изотопов углерода и азота. Так, соотношение углерода-13 к углероду-12 может показать, какие растения он ел: с С3-фотосинтезом (большинство древесных, кустарниковых и травянистых растений, включая пшеницу) или с С4-фотосинтезом (например, просо, кукуруза, сахарный тростник). Соотношение азота-15 к азоту-14 указывает на положение этого индивида в пищевой цепи. Обычно, чем выше трофический уровень организма, тем больше в его тканях азота-15.

Дон Хун Син (Dong Hoon Shin) из Сеульского национального университета совместно с коллегами из России и Южной Кореи решил сравнить рацион людей XVI–XVIII веков из корейского государства Чосон, русского населения Сибири XVII–XVIII веков, а также японцев периода Эдо (XVII–XIX века). Для анализа стабильных изотопов углерода и азота ученые отобрали образцы волос 13 корейских мумий и 13 русских поселенцев. Останки последних археологи раскопали в Горноправдинском могильнике, обнаруженном на правом берегу Иртыша в Ханты-Мансийском автономном округе. Данные о питании японцев исследователи привлекли из ранее опубликованной работы.

Проведенные анализы показали, что питание трех исследованных групп заметно отличалось. Так, русское население употребляло в пищу больше зерновых культур с С3-фотосинтезом и богатых белком продуктов, нежели их корейские современники. Ученые полагают, что после прихода в Сибирь они переняли некоторые пищевые привычки от коренного населения, поэтому в их рационе было много мяса и рыбы. Исследователи обнаружили, что из этих групп корейцы больше всех употребляли в пищу растения с С4-фотосинтезом. Видимо, в их рационе было меньше риса, чем у японцев.

Биоархеологи отметили, что из трех групп меньше всего белка было в рационе японцев. Это объяснимо, поскольку до реставрации Мэйдзи в этой стране существовал запрет на употребление мяса. Видимо, их рацион состоял в основном из риса, овощей, а также из морской или пресноводной рыбы.

Ранее на N + 1 рассказывали о рационе людей из крупнейшего в Финляндии некрополя эпохи Меровингов и викингов. Оказалось, что в 600–1100 годах нашей эры в погребальном комплексе Луйстари хоронили людей, питание которых не уступало по своему уровню населению Бирки и других известных поселений эпохи викингов.

Неандертальцы отопили пещеру торфом и навозом