Сверхтяжелая ракета SLS впервые отправилась в космос

Она вывела к Луне космический корабль «Орион»

Состоялся первый успешный пуск новой сверхтяжелой ракеты-носителя SLS с беспилотным космическим кораблем «Орион», который за 26 дней посетит Луну и вернется к Земле. Вместе с кораблем в космос отправились два манекена, биологические эксперименты, а также 10 малых исследовательских аппаратов. Трансляция пуска велась на Youtube.

Старт «Артемиды-1» изначально был намечен на конец августа этого года, однако пуск дважды отменяли и переносили из-за утечек жидкого водорода, после чего перенесли на неопределенный срок. В сентябре возникшие проблемы были устранены, однако пуску стала мешать плохая погода, в том числе ураган «Николь», который привел к небольшим повреждениям герметичной прокладки на внешней части корабля «Орион». Тем не менее NASA 14 ноября 2022 года объявило, что найденная проблема не помешает старту, а вечером 15 ноября началась заправка ракеты жидкими кислородом и водородом, которая прошла без замечаний. Однако затем была обнаружена утечка водорода в клапане пополнения основной ступени, которая была устранена вручную, как и проблемы с заменой Ethernet-коммутатора для радиолокационного узла, что привело к временной задержке старта.

16 ноября 2022 года в 09:48 по московскому времени двухступенчатая ракета-носитель SLS впервые успешно стартовала с площадки LC-39B Космического центра имени Кеннеди. В качестве основной полезной нагрузки выступал космический корабль «Орион», оснащенный служебным модулем, с двумя манекенами, дрожжами, семенами резуховидки Таля, штаммами грибка аспергилла черного, а также фотосинтезирующими водорослями в роли биологических экспериментов. В качестве попутной полезной нагрузки выступают 10 спутников-кубсатов. Примечательно, что четыре двигателя RS-25D, установленных на центральном блоке, уже неоднократно использовались во время полетов шаттлов.

Полет занял почти два часа и прошел без каких-либо проблем. Центральный блок и боковые ускорители первоначально вывели «Орион» и спутники вместе с криогенной второй ступенью ICPS на околоземную орбиту, после чего ICPS вывела полезную нагрузку на траекторию, ведущую к Луне, и отделилась. Ожидается, что полет «Ориона» продлится 26 дней, за это время корабль успеет совершит два близких облета Луны и побывает на дальней ретроградной окололунной орбите, после чего вернется к Земле, где возвращаемая капсула приводнится в океане 11 декабря.

О первом полете в рамках «Артемиды» и самой программе мы рассказывали в материалах «Посыльный Артемиды» и «Промежуточная станция»