Археологи обнаружили в Испании бронзовую кисть с древнейшей надписью на языке предков басков

Она датируется первой третью I века до нашей эры

Археологи обнаружили в провинции Наварра бронзовый артефакт в виде человеческой кисти, на котором присутствует древнейшая известная надпись на языке предков современных басков. Предмет первой трети I века до нашей эры показал, что васконы пользовались письменностью еще до распространения латинского алфавита, сообщается в пресс-релизе Научного общества Арансади.

Обновлено: в феврале 2024 года статью, посвященную этой находке, опубликовали в журнале Antiquity.

До распространения на территории Пиренейского полуострова латинского языка там проживали представители разных этнолингвистических групп. Помимо греков и финикийцев, основавших здесь свои колонии, в Иберии проживали потомки доиндоевропейского населения, докельтское индоевропейское население (лузитаны), а также кельты. К первой из этих групп относится, в частности, племя васконов, которые считаются предками современных басков и неоднократно упоминаются античными авторами в своих произведениях.

Васконы проживали на землях, расположенных к югу от Пиренейских гор вплоть до долины реки Эбро. На этой территории археологи обнаружили большое количество древних населенных пунктов, в том числе укрепленных поселений. Их хозяйство основывалось на выращивании зерновых культур и животноводстве. Из животных разводили в основном овец, коз, коров, свиней и лошадей. Кроме того, васконы были знакомы с бронзовой и железной металлургией, а также занимались торговлей.

Группа археологов из Научного общества Арансади с 2017 года проводит раскопки древнего поселения, обнаруженного примерно в восьми километрах от города Памплона (провинция Наварра). По данным исследователей, люди начали жить здесь еще в бронзовом веке (около XV–XI веков до нашей эры) и продолжали это делать вплоть до I века до нашей эры.

Летом прошлого года у входа одного из жилищ, разрушенных во время Серторианской войны, археологи обнаружили необычный артефакт в форме человеческой кисти в натуральную величину, изготовленный из бронзового листа толщиной чуть больше одного миллиметра. Его размер составляет 143,1×127,9 миллиметра, а вес достигает 35,9 грамма. По мнению исследователей, в древности этот предмет висел на входной двери.

Однако главную ценность этой находки удалось понять уже в этом году, когда с ней поработали реставраторы. Оказалось, что на бронзовой кисти присутствует надпись, состоящая из пяти слов (40 знаков), созданная больше двух тысяч лет назад. По данным исследователей, артефакт датируется первой третью I века до нашей эры и представляет собой древнейший текст, написанный на языке васконов. Это открытие подтвердило, что у предков басков существовала собственная письменность. Пока из всего текста исследователям удалось понять лишь одно слово — sorioneku, которое в современном баскском языке соответствует слову zorioneko, обозначающему удачу или доброе предзнаменование.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках, сделанных в Испании. Так, фридайверы наткнулись в бухте города Хавеа на клад древнеримских золотых монет конца IV — начала V века нашей эры. А в ходе раскопок в провинции Кордова исследователи обнаружили вырезанный на здании полуметровый древнеримский фаллос.

В Северной Месопотамии нашли захоронение «шаманки» раннего неолита