Испанские палеозоологи обнаружили 17-тысячелетнюю кость домашней собаки

Ее нашли в пещере Эрралья вместе с артефактами мадленской культуры

Испанские ученые исследовали плечевую кость животного, найденную в пещере Эрралья. Результаты анализов показали, что она принадлежала домашней собаке, жившей около 17 тысяч лет назад. По данным палеозоологов, это древнейшая собака, чью видовую принадлежность удалось установить морфометрическим и палеогенетическим анализами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Собака (Canis familiaris) стала первым животным, одомашненным человеком. Однако вопросы о том, когда и где это произошло, остаются открытыми. Самые древние известные останки часто называют собакоподобными волками или волкоподобными собаками, поскольку установить их точную принадлежность очень трудно. К ним относятся, например, окаменелости возрастом около 34 тысяч лет, найденные в алтайской пещере Разбойничья, или останки из бельгийской пещеры Гойе возрастом около 36 тысяч лет.

Однако с уверенностью говорить о том, что человек приручил волка (C. lupis), можно лишь с более поздних времен. Например, некоторые исследователи полагают, что это произошло около 13 тысяч лет назад. В то же время известны и более древние останки, которые, по всей видимости, принадлежали уже домашним собакам. Так, в Европе известны по меньшей мере три собаки мадленского и эпиграветтского времени, чья видовая принадлежность подтверждена морфометрическим и палеогентическим анализами. Это находки со стоянок Кесслерлох (Швейцария), Бонн-Оберкассель (Германия) и Пальиччи (Италия). Судя по радиоуглеродным датировкам, эти особи жили около 14286–13759 лет назад. Еще одни возможные останки собаки происходят с памятника Абри-де-Морен (Франция). Их возраст – около 14237–15114 лет.

Консепсион де-ла-Руа (Concepcion de-la-Rua) совместно с коллегами из Университета Страны Басков исследовала плечевую кость волка или собаки, найденную на памятнике Эрралья. Ее обнаружили в слое с типичными для мадленской культуры каменными и костяными артефактами, а также с фаунистическими остатками, представленными в основном костями пиренейских козлов (Capra pyrenaica) и благородных оленей (Cervus elaphus).

Чтобы установить принадлежность кости к конкретному виду, а также выяснить ее возраст, ученые прибегли к радиоуглеродному, морфометрическому и генетическому анализам. Оказалось, что возраст находки составляет 14221 ± 48 радиоуглеродных лет. С помощью калибровочной шкалы IntCal20 исследователи выяснили, что животное умерло примерно 17410–17096 лет назад. Этот возраст соответствует стратиграфическому контексту, в котором кость была найдена.

Морфометрический анализ показал, что ширина дистального отдела кости из пещеры Эрралья находится за пределами изменчивости волков из Страны Басков, живших во времена мадленской культуры и эпохи мезолита. Но при этом она попадает в диапазон изменчивости собак эпохи мезолита из Северной Европы. Однако с помощью этого анализа нельзя отличить плечевую кость домашней собаки от красного волка (Coun alpinus), ископаемый подвид которого обитал на большей части Центральной и Западной Европы в позднем плейстоцене.

Далее исследователи прибегли к анализу древней ДНК. Им удалось прочитать митохондриальный геном особи из пещеры Эрралья. Оказалось, что с вероятностью 99,6 процента кость принадлежала домашней собаке, относящейся к гаплогруппе C. По данным исследователей, это самая древняя на сегодняшний день опубликованная кость собаки, возраст которой подтвержден радиоуглеродным датированием, а видовая принадлежность – результатами морфометрического и генетического анализов.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о древних собаках, найденных на иберийских памятниках. Так, анализ костей как минимум 15 молодых особей показал, что иберийские собаки уже 4820–4290 лет назад отличались разными размерами. Это, похоже, свидетельствует о селекции, которую проводили древние люди.

В лаосской Долине кувшинов нашли мегалитическую урну с человеческими останками