Нежелание смотреть в глаза собеседнику у пациентов с аутизмом связали с изменением активности теменной коры

Новые данные об этом диагностическом критерии получили в экспериментах с живым социальным взаимодействием

Биологи записали активность мозга пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) при контакте глазами с другим человеком, говорится в исследовании, опубликованном в журнале PLOS One. Оказалось, у участников с РАС активность правой части дорсальной теменной коры снижается в зависимости от тяжести симптомов. Это открытие поможет лучше понять нейрофизиологическую основу аутизма и точнее его диагностировать.

Чтобы диагностировать аутизм и расстройства аутистического спектра, врачи нередко обращаются к способности пациента удерживать контакт глаз с другим человеком — у пациентов с РАС она обычно хуже. Вопрос о том, как и почему зрительный контакт связан с работой мозга при РАС уже исследовали — в таких экспериментах пациентам предлагали смотреть на изображения глаз или лиц и записывали в это время активность их мозга. Правда эти исследования не вполне отражают реальное социальное взаимодействие, с которым пациенты сталкиваются в жизни: например, они не включают реакцию на эмоции и движения. Активность мозга в этих экспериментах трудно сравнивать с нейротипичной и использовать как диагностический критерий.

Исследователи из Йельской медицинской школы под руководством Джой Хирш (Joy Hirsch) использовали новый подход к таким экспериментам — нейронауку второго человека (second person neuroscience). Этот набирающий популярность метод включает запись активности мозга сразу двух взаимодействующих участников. Он помог не только более точно сравнить пациентов, но и измерить так называемую «социальную сонастройку» участников друг на друга — считается, что у пациентов с РАС она нарушена. Для этого пациентов РАС объединили в пары с нейротипичными сотрудниками лаборатории и синхронно записали их мозговую активность при помощи функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области.

Оказалось, что у пациентов с РАС при зрительном контакте значительно снижена активность правой части дорсальной теменной коры и, наоборот, повышена активность правой части вентральной височно-теменной области (p<0,05). При этом снижение активности дорсальной коры связали с тяжестью симптомов РАС — чем она тяжелее, тем сильнее снижалась активность. Кроме того, у нейротипичных пациентов исследователи наблюдали синхронизацию в нейронной активности при контакте глазами с живым партнером, но такого эффекта не было у пациентов с РАС. Исследователи считают, что эти данные в будущем помогут уточнить диагностику РАС и объяснить их развитие.

Еще один подход к диагностике РАС — молекулярный. Недавно японские ученые предложили диагностировать расстройства у дошкольников на основании анализа крови. Они связали развитие РАС с концентрации в нем белка FABP4.

Цыплята помогли решить задачу Молинью