Китай впервые привезет макак на орбитальную станцию

Ученые проведут эксперимент по их размножению

Китайская академия наук решила модернизировать научное оборудование многомодульной китайской околоземной станции, чтобы отправить туда вначале мышей, а затем и макак, что станет первым подобным случаем. Если все пройдет удачно, китайские ученые попытаются провести первый эксперимент по размножению мышей и приматов в космосе, сообщается на сайте издания South China Morning Post.

Китай впервые запустил свою орбитальную станцию (ей стала одномодульная «Тяньгун-1») на околоземную орбиту в 2011 году, в 2016 году стартовала еще одна подобная станция «Тяньгун-2». А в апреле 2021 года началось создание на околоземной орбите первой китайской многомодульной станции (CSS): вначале был запущен базовый модуль «Тяньхэ», летом 2022 года к нему пристыковался лабораторный модуль «Вэньтянь», а недавно — второй лабораторный модуль «Мэньтянь», что стало завершающим этапом строительства станции в ее основной конфигурации. В дальнейшем станция может быть расширена, в частности за счет модуля «Сюньтянь», оснащенного телескопом.

Для многомодульной станции предусмотрена обширнейшая программа научных и технических экспериментов — в состав базового и лабораторных модулей входит 23 приборные стойки и установки 17 различных типов: центрифуги, перчаточные боксы, стойки для исследования процесса горения, физики жидкостей и двухфазных сред, высокотемпературных материалов и работы с ультрахолодными атомами, а также холодильные камеры, лазерные установки и оптические атомные часы. Также предусмотрены эксперименты на внешней части станции в специальных контейнерах, которых, в общей сложности, 53 штуки.

В научную программу входят и биологические эксперименты — в настоящее время имеющиеся биобоксы на борту модулей позволяют исследовать поведение в невесомости водорослей, рыб или улиток. Будут также проведены эксперименты по экспонированию семян растений и микроорганизмов на внешней части станции. На CSS кораблями были доставлены около 12 тысяч семян растений, таких как люцерна и овес, а также споры грибов, которые будут возвращены на Землю через шесть месяцев для проращивания. Сейчас на станции проросли саженцы кресс-салата, пшеницы и риса.

В начале ноября этого года Чжан Лу (Zhang Lu) из Китайской академии наук в Пекине сообщил, что установки для биологических экспериментов в модуле «Вэньтянь» будут модернизированы для экспериментов с мышами, а затем и с макаками — ученые хотят проследить за развитием животных в условиях невесомости, а также попытаются провести репродуктивные эксперименты по их размножению.

Мыши уже отправлялись неоднократно на МКС (и даже летали на окололунную орбиту с «Аполлоном-17»), однако приматы в космосе были лишь в составе отдельных космических аппаратов, таких как «Бион», так как за ними труднее ухаживать в течение длительного времени. Кроме того, по мере увеличения размера лабораторных животных, увеличивается объем необходимого им корма, а также объем создаваемых ими отходов, что создает проблемы в ограниченном объеме станции.

Про планы Китая в деле исследования Солнечной системы можно прочесть в материалн «Красный космос».

Первый орбитальный полет частной японской ракеты закончился взрывом