Кошачья шерсть сохранила ДНК хозяев

Криминалисты могут использовать это для поиска преступников

Ученые из Австралии нашли на шерсти и коже домашних кошек ДНК людей, которые с ними проживают. Исследование, опубликованное в Forensic Science International: Genetics Supplement Series, может помочь криминалистам в поиске преступников.

Молекулярно-генетические методы используются не только в медицине или науке. Например, в криминалистике прижилась ДНК-дактилоскопия — анализ ДНК для определения личности человека. Любой, даже самый ловкий злодей оставляет на месте преступления улики — свой биологический материал, содержащий ДНК. Поскольку последовательность нуклеотидов уникальна для каждого человека (кроме идентичных близнецов), специалисты могут установить, кто был или не был на месте преступления. Улики собирают с дверных ручек, мебели, а теперь в поле зрения, по всей видимости, окажутся и домашние животные.

Мария Горей (Mariya Goray) из австралийского университета Ла Троба вместе с коллегами объединились с судебно-медицинским экспертом и исследовали поверхность тела кошек — шерсть и, в случае кошек-сфинксов, кожу. В работе приняли участие 20 питомцев из 15 семей, в большинстве случаев удалось выделить достаточно ДНК, пригодной для дальнейшей работы.

Обнаруженные молекулы сравнили с ДНК людей, проживающих вместе с животными. При этом ученые не заметили существенных отличий в содержании ДНК у животных с разной длиной шерсти. Количество обнаруживаемой ДНК также не зависело от времени, прошедшего с последнего контакта кошки и человека.

Выяснилось, что свой след на кошке, как правило, оставлял последний человек, который контактировал с ней, но иногда ученые обнаруживали примесь ДНК других членов семьи. В редких случаях на кошках находили ДНК чужих людей, хотя, по словам владельцев, посторонних в доме не было более двух суток. Возможно, ДНК попадает на кошку не только при прямом контакте.

В будущем ученые планируют изучить, как именно ДНК попадает на животных, а также в течение какого времени и в каких количествах она может храниться на животных с разным поведением.

Анализ ДНК используется в криминалистике несколько десятков лет, но постоянно появляются новые способы помощи следствию. Например, теперь для поиска преступника специалисты могут анализировать состав микробиома и определять личность не по ДНК, а по белковому составу волоса.

Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона