Археологи раскопали рядом со Смоленском раннеславянское городище

Похоже, оно погибло в пожаре

Российские археологи сообщили о результатах раскопок раннеславянского городища Лубня, расположенного недалеко от Смоленска. Им удалось обнаружить остатки и следы древних укреплений, включая рвы, валы и эскарп. Коллекция предметов материальной культуры включала наконечники стрел и копья, железную косу, бронзовый браслет и фрагменты керамики. Ученые полагают, что изученное городище V–VII веков нашей эры погибло при пожаре. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В третьей четверти I тысячелетия нашей эры на территории Верхнего Поднепровья появились городища, которые археологи связывают с раннеславянским кругом культур. Многие из них, похоже, представляли собой заново освоенные более древние укрепленные поселения. Однако об их назначении среди археологов нет единого мнения. Одни авторы полагают, что здесь и на северо-западных территориях эти объекты стоит считать кратковременными лагерями, которые были необходимы для контроля за водными путями. Другие же указывают, что, помимо основной функции (то есть укрепленного городка), это могли быть убежища для жителей соседних открытых поселений или, например, святилища, в которых совершались обрядовые или любые другие общественные действия. В общей сложности на обозначенных землях известно больше 250 городищ этого периода, как минимум 31 из которых открыто на территории Смоленской области. Одно из таких укрепленных поселений размером всего 24×25 метров еще в 1920-е годы нашли на берегу реки Лубня, в нескольких километрах от Смоленска.

Суджанский отряд Института археологии РАН под руководством Власты Родинковой (Vlasta Rodinkova) исследовал раннеславянское городище Лубня, относящееся к V–VII векам нашей эры. Хотя этот памятник открыли еще в 1920-х годах, полномасштабные раскопки здесь не проводились. Однако два года назад археологи заложили небольшой шурф, материалы из которого позволили выяснить возраст памятника. Радиоуглеродный анализ показал, что городище датируется V веком нашей эры.

В нынешнем сезоне археологи сосредоточили свое внимание на укреплениях городища, которое с трех сторон окружено крутыми склонами оврага и спусками к реке. Исследователи обнаружили, что сторону без естественных преград, то есть напольную, защищали два рва и два вала. На вершине вала им удалось найти следы от сгоревшей деревянной конструкции (стены или тына). Кроме того, в насыпи этого фортификационного сооружения ученые зафиксировали столбовые ямы, прослойки золы, а также участки прокаленного грунта. Дополнительно обезопасить себя со стороны реки древние жители этого поселения решили с помощью устройства эскарпа, то есть превратив склон в вертикальную стену, а также устроив тын или какую-то иную защитную конструкцию.

Раскопки показали, что городище в эпоху раннего Средневековья возникло на месте более древнего поселения, которое существовало в середине I тысячелетия до нашей эры и связано, видимо, с носителями днепро-двинской культуры раннего железного века. Исследователям также удалось найти остатки сгоревшей наземной постройки, внутри которой находились фрагменты лепной керамики, камни, россыпь сгоревшего зерна, бронзовый браслет, железная коса и наконечник копья. Кроме того, во время раскопок археологи обнаружили на памятнике восемь наконечников стрел, относящихся к так называемому гуннскому типу.

Примечательно, что ученые не нашли на этом памятнике вещей, принадлежавших женщинам и детям. Возможно, это городище было местом пребывания дружины или социальной верхушки, святилищем или, например, служило убежищем от врагов. Родинкова отметила, что городище Лубня, похоже, погибло при пожаре.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях других древних славянских памятников. Так, в Смоленской области археологи раскопали селище Силуяново-1 III–IV веков нашей эры, относящееся к культурной группе типа Заозерье. А в Гнёздове обнаружили лепной горшок «роменского типа», в котором находились кремированные останки взрослого мужчины.

Убитый леопардом парантроп из Сварткранса оказался человеком прямоходящим