Археологи раскопали на Смоленщине древнее славянское селище

Российские археологи раскопали в Смоленской области древнее славянское селище Силуяново 1, относящееся к культурной группе типа Заозерье III–IV веков нашей эры. Ученым удалось обнаружить остатки срубной постройки с печью-каменкой, фрагменты керамики разных типов, пряслицы, а также редкие для этой культуры железные фибулы и иглы. О результатах раскопок сообщается на сайте Института археологии РАН.

Киевская культурно-историческая общность была выделена археологами в середине XX века. Ее памятники сменили на рубеже II–III веков нашей эры генетически близкую позднезарубинецкую культуру. Ученые отмечают слабую изученность маловыразительного киевского погребального обряда, которая компенсируется широкой исследованностью древних поселений. В отличие от соседней параллельно развивавшейся черняховской культуры, киевская была этнически гомогенным обществом. Археологи связывают киевскую культурно-историческую общность, представленную несколькими локальными вариантами, с раннеславянским населением.

Одним из локальных (западнодвинских) вариантов киевской культуры выступает круг археологических памятников типа Заозерье, относящийся к середине III–V векам нашей эры. Археологические объекты этого типа распространены в Смоленской и Псковской областях, а также в Северной Белоруссии. Среди известных памятников выделяются городища, где была обнаружена специфическая керамика, грунтовые могильники с кремированными останками, а также украшения и хозяйственный инвентарь.

Николай Кренке (Nikolay Krenke) совместно с коллегами из Института археологии РАН провел раскопки селища Силуяново 1, который открыли участники Смоленской экспедиции в 2017 году, организованной в связи с прокладкой газопровода. Памятник расположен на правом берегу реки Рутавечь в Смоленской области.

В раскопе площадью 360 квадратных метров исследователи обнаружили участок с древней срубной постройкой и периферию селища. Внутри остатков строения находилась печь-каменка. Ведущим типом найденной керамики оказались грубые кухонные горшки крупных размеров, которые были украшены декором в виде расчесов гребнем. В небольших количествах археологи обнаружили фрагменты керамики с более изящной выделкой, изготовленной из тонкого теста, с заглаженной поверхностью и ребром на плечике. Кроме того, исследователям удалось раскопать несколько битрапецоидных пряслиц с широким отверстием, а также три обломка железных фибул и иглы.

По мнению исследователей, бедный культурный слой указывает на то, что селище относится к культурной группе типа Заозерье III–IV веков нашей эры, которая предшествовала тушемлинской культуре, культуре псковских длинных курганов и ряду более мелких групп раннего Средневековья. Археологи отметили, что древности типа Заозерье развивались на основе верхнеднепровского варианта киевской культурно-исторической общности и входили в состав раннеславянских культур.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других успехах российских археологов. Так, на территории Рязани ученые обнаружили первую средневековую берестяную грамоту, относящуюся к XIV–XV векам, а на месте древнего финно-угорского селища в Суздальском Ополье нашли клад эпохи Великого переселения народов.

В Костёнках нашли нашивки из ростров белемнитов и девонского коралла