На западном берегу Байкала обнаружили необычный древний горн грушевидной формы

Его раскопали на объекте Курминское озеро-6

Иркутские археологи обнаружили в Приольхонье два древних металлургических горна. Один из них представляет собой необычную грушевидную конструкцию, которая, видимо, позволяла выплавлять большой объем металла. Второй горн оказался земляным. По всей видимости, его использовали между II веком до нашей эры и VI веком нашей эры представители елгинской археологической культуры. Об этом сообщается в пресс-релизе Иркутского национального исследовательского технического университета.

В I тысячелетии до нашей эры – I тысячелетии нашей эры на территории Прибайкалья проживали люди с двумя культурно-хозяйственными типами. У одних хозяйство базировалось на охоте, собирательстве и отчасти рыболовстве, а у других – на скотоводстве. Примерно в середине I тысячелетия до нашей эры местные жители также начали изготавливать орудия из железа, которые к концу тысячелетия вытеснили бронзовые изделия (за исключением украшений) и стали основой при производстве продуктов жизнеобеспечения. Это не в последнюю очередь связано с тем, что в Прибайкалье есть достаточное количество месторождений железной руды. При этом наиболее изученным районом, связанным с производством железа, остается Приольхонье, где к 2020 году было известно более 70 местонахождений.

В конце I тысячелетия до нашей эры в Прибайкалье наступает новый культурно-хронологический период, названный елгинским (около III века до нашей эры – IV века нашей эры), который археологи называют развитым железным веком. Особенностью погребального обряда этих людей выступали захоронения людей в могильной яме в положении лежа на боку с подогнутыми ногами. Над погребением же сооружалась овальная или четырехугольная кладка. Елгинцы сформировали оригинальную культуру, на которую серьезное влияние оказали хунну. Они изготавливали гладкостенную керамику или же покрывали ее ромбовидными оттисками.

Иркутские археологи под руководством профессора Артура Харинского (Artur Kharinsky) из Иркутского национального исследовательского технического университета проводили раскопки в окрестностях деревни Курма и Куркутского залива, расположенных в Ольхонском районе. В этой местности, известной в качестве одного из центров древней металлургии, исследователи решили определить границы археологических объектов.

По словам Харинского, ранее на определенных участках обследованной местности ученые выявили геомагнитные аномалии. Теперь же раскопки показали, что на этом месте находились металлургические сооружения. Так, археологи сделали два открытия. На объекте Курминское озеро-6 они обнаружили большой грушевидный горн, заметно отличающийся от известных наземных печей. Необычная находка, по мнению руководителя экспедиции, может указывать на своеобразную эволюцию в металлургии древних обществ. Возможно, грушевидная форма горна позволяла получать большой объем металла.

Другую находку они сделали на объекте Курминское озеро-5. Здесь археологи обнаружили земляной горн, который относится примерно ко II веку до нашей эры – VI веку нашей эры. Он представляет собой треугольную по очертаниям печь, которая углубляется вниз, где через подземный канал соединяется с пригорновой ямой. По словам исследователей, в районе Курмы под землей находится много подобных сооружений. По мнению Харинского, местные жители вполне могли поставлять металл в другие регионы, обменивая железные заготовки на другие товары. Расцвет металлургии в этом регионе пришелся на конец I тысячелетия до нашей эры – начало I тысячелетия нашей эры, когда здесь существовала елгинская культура.

Ранее на N + 1 рассказывали о более древнем горне, которым пользовались представители синташтинской или абашевской культур. Его обнаружили в Южном Зауралье на руднике бронзового века.

В амфорах с затонувшего античного корабля нашли остатки гарума из анчоусов